Logo

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (при Санктпетербургской государственной консерватории имени Николая Андреевича Римского-Корсакова)

Вопрос:

14.04.2009
Людмила

Уважаемый о. Виталий!

Я не смогла ответить на такое рассуждение: оккультистами называют, если я правильно понимаю, людей, общающихся с "потусторонними" силами — с духами. Возможно ли нас, православных христиан, молитвенно общающихся с Господом и святыми, причислить, пусть и формально, к оккультистам?

Людмила.

Ответ:

Уважаемая Людмила,

в подобного рода терминологических недоразумениях советую Вам обращаться прежде всего к соответствующим словарям, помогающим верно понимать, толковать и употреблять слова, подчас лишь кажущиеся нам вполне понятными.

Итак, что же означает оккультизм?

Это слово восходит к латинскому глаголу occúlere, который означает: 1) прикрывать, покрывать; 2) укрывать, скрывать, прятать; 3) таить, хранить в тайне. А собственно термин оккультизм происходит от причастия прошедшего времени occultus, означающего, соответственно, ‘скрытый’, ‘сокровенный’, ‘тайный’. Отсюда и существительное оккультизм, обозначающее самое общее название мистических (т. е. ‘тайных’, ’сокровенных’) учений и знаний о таинственных, сверхъестественных силах, недоступных уму «простого», «непосвящённого» человека, а также методам объективного научного исследования, но доступных познанию лишь узкому кругу «избранных», «посвящённых».

Затем, выяснив и уточнив смысл термина, следует обратиться к главному источнику христианского мировоззрения — Евангелию, — и посмотреть, есть ли там какие-либо соответствия или несоответствия этому смыслу.

Вот слова самого Христа Своим ученикам:

Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. (Мф 10: 27)

Итак, идите, научите все народы, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам. И вот, Я с вами все дни до конца века. (Мф 28: 19–20)

Таким образом, становится совершенно очевидно, что христианство — это учение принципиально открытое всем и каждому, и абсолютно чуждое всякой закрытости (герметизму), всякому понятию некоей «тайной доктрины», доступной только «посвящённым» её адептам. И относить христиан к оккультистам — даже формально-приблизительно — невозможно и некорректно по самому определению оккультизма.

Что же касается нашего молитвенного общения с Богом и Его святыми, то с позиций примитивной формальности общение это и в самом деле может быть квалифицировано как «коммуникация с потусторонними силами», так как в известном смысле («формально») и Бог, и святые Его находятся вне нашего міра, „во зле лежащего“, или «по ту сторону» его.

Однако, не только христианину, но и всякому религиозному человеку известно, что реальность материального міра и реальность міра нематериального не отделены друг от друга непроницаемой перегородкой, и на наш земной материальный мір влияют силы міров нематериальных. И Бог — Владыка міра Добра — послал в наш человеческий мір Сына Своего, Христа, для спасения человека от всякого зла, исходящего от начальника міра зла — сатаны.

Своими крестными страданиями, Своей смертью и Своим славным Воскресением (в нашем реальном, земном міре) Христос победил сатану и весь его мір зла — и на земле, и вне её пределов („и сущим во гробех живот даровав“). И сама святость Его последователей (христиан), и сила этой святости, позволяющая им совершать дела милосердия и любви (в продолжение дела Божия по спасению нас от зла) — всё это происходит из единого источника: Божественной Любви.

И обращаясь в своих молитвах к Богу и святым Его, мы действительно обращаемся за помощью в мір иной, «потусторонний» с верой в возможность получения этой помощи, с надеждой на эту скорую помощь, с любовью к Богу и Его святым. И неведомыми, таинственными путями наши молитвы из міра земного достигают до міра небесного, и невидимым, непостижимым образом оттуда к нам приходит ответ, по которому сила неземная, нематериальная преобразуется в силу материальную, оказывая нам просимую помощь.

Да, всё это и в самом деле таинственно! И уж если так необходимо иному человеку определить эту связь міров, это таинственное общение терминологически, то гораздо уместнее здесь окажутся термины мистицизм и мистика, т. е. „религиозная вера в непосредственное общение человека с потусторонним миром (от греческого mystikos — ‘таинственный’)“.