Logo

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (при Санктпетербургской государственной консерватории имени Николая Андреевича Римского-Корсакова)

Вопрос:

6.03.2010
Антоний

Помогите, я бывший мужеложник, и хотя самого греха уже не совершаю, но временами возникают помыслы такого и прочих блудных грехов… И хотя порой плачу и подобно блуднице омываю слезами ноги Спасителя на нательном кресте, не знаю уже чего мне дальше делать??

Антоний

Ответ:

Дорогой Антоний,

прежде всего, спасибо Вам за смелое и искреннее письмо: думаю, не очень просто Вам было решиться на такое признание… Вы сделали ещё один важный шаг в избранном Вами направлении от тьмы — к Свету, вынеся на свет тёмную сторону Вашей души.

Да, в доме души нашей у каждого из нас есть свои «тёмные углы», и если мы периодически не будем делать там «генеральную уборку», то эта тьма в конце концов может разрастись до размеров самой души и поглотить её.

Но Вы правы: этого ещё мало. Мало осознать свой грех, нужно ещё твёрдо знать, что делать дальше: как жить, как мыслить и поступать, как справляться с собой… Я сейчас говорю о плодах покаяния, то есть о тех реальных действиях, без которых наше покаяние (пусть и самое искреннее) останется лишь «благим намерением»…

Вы просите меня помочь Вам, и я попробую. Но наперёд скажу: у меня нет для Вас готовых «рецептов». Я могу предложить Вам лишь размышления и советы — свои и чужие. А Вы уж сами решайте, чтó для Вас подходит, а чтó — нет.

В своей юности я молился так: „Господи, спаси меня от меня самого!“. Но довольно скоро я понял, что мало только взывать и плакать — надо что-то предпринять, потому что ни Бог, ни кто другой не сделают за меня ту работу над самим собой, которую я призван сделать вполне самостоятельно. Конечно, и Бог, и добрые люди могут помочь мне в этом… Но именно помочь, а не сделать за меня. Потому что помощь извне — это лишь приращение к собственным усилиям, своего рода бонус, премия, которую можно получить лишь усердно поработав.

Позже об этом я прочёл в замечательной книге английского религиозного писателя и публициста Клайва Стейплза Льюиса «Просто христианство» (Mere Christianity):

Мы не можем исцелиться прежде, чем захотим. Те, которые действительно ищут помощи, получают её. Но многим современным людям даже пожелать этого трудно. Легко думать, будто мы хотим чего-то, когда на самом деле вовсе этого не хотим. Давно ещё один известный христианин сказал, что когда он был молодым, то постоянно молился, чтобы Бог наделил его целомудрием. И лишь много лет спустя он осознал, что, пока его губы шептали: „О Господи, сделай меня целомудренным“, сердце втайне добавляло: „Только, пожалуйста, не сейчас“. То же самое может случиться и с молитвами о других добродетелях.

Здесь Льюис пишет об известном учителе Церкви — блаженном Августине и о его книге «Исповедь» (Confessiones), в которой Аврелий Августин предельно искренне и достаточно подробно описывает свою жизнь до принятия таинства Св. Крещения.

Кстати, попутно горячо рекомендую Вам поближе познакомиться с творчеством К. С. Льюиса, и прежде всего прочесть его притчу «Расторжение брака» (неудачный, по-моему, перевод английского её названия «Great Divorce»), а также «Письма Баламута» (The Screwtape Letters).

Мне в моих трудностях самопреодоления всегда помогала искренняя исповедь у моего духовника, регулярное причащение Святых Христовых Таин и мой дневник, куда я честно записывал все свои неудачи и размышления, вынося преследующие меня мысли из сознания на бумагу…

Вообще очень важно, Антоний, понять и принять один несомненный факт: в борьбе с нашими страстями и страстишками, в поисках исцеления от любого душевного недуга для христианина нет и быть не может ни «волшебной» таблетки, ни «чудодейственной» молитвы или «таинственного» заговора. Вы можете спросить: „Но почему? (Ведь это же было бы так удобно: проглотил, произнёс — и готово! Избавлен от греха!..)“. — По двум простым причинам: 1) потому что Бог даровал человеку Свой величайший дар — свободу, то есть право жить, мыслить и действовать по своей, человеческой воле; 2) потому что однажды человек, по этой самой своей свободной воле, нарушил запрет Бога, решив сам разобраться, чтó для него будет полезно, а чтó — вредно (познать доброе и злое).

И Бог, уважая в человеке Свой собственный дар, предоставил ему такую возможность (ОК, иди, разбирайся, ты свободен уйти). А что в конечном итоге призваны сделать с нами эти разного рода «чудодейственные» средства по «спасению» от зла (таблетки, заговоры, экстрасенсорные воздействия и т. п.)? — Только одно: уничтожить нашу свободу. Ведь посудите сами: если некое средство «волшебным» образом лишит меня возможности грешить (гарантирует безгрешную жизнь), оно тем самым физически изолирует меня от зла, нарушив изначальное намерение человека познать добро и зло. Оно уничтожит мою свободу поступать по своей воле, осуществляя свободный выбор между добром и злом. Тогда человек перестанет быть человеком — свободным созданием Божиим — и превратится в «недочеловека», биоробота, послушного раба, запрограммированного исключительно «на добро».

А ведь Отцу нашему нужны не послушные рабы или слуги, а дети, преданные Ему по своей свободной воле (а не по искусственно внедрённой программе), и любящие Его не по принуждению или обязанности, а исключительно по свободной и взаимной Любви!

Это — главное. Далее — комментарий.

Итак, прежде чем обращаться за помощью, мы призваны сами себе помочь, то есть сделать свою часть работы (или, по крайней мере, некую существенную её часть) по спасению себя от зла.

Вы пишете, что Вы — уже «бывший мужеложник», что самого греха уже не совершаете. Это очень хорошо, что Вы делаете реальные усилия по воздержанию от греха. Но на этом безусловно правильном пути нас подстерегает один опасный камень преткновения: можно решить, что всё уже в прошлом. „Я изменился, я уже «бывший», а это главное. Да, конечно, остались воспоминания, помыслы, искушения… Но ведь я уже другой, не тот, что был прежде!“.

И вот это и есть опасное заблуждение.

В моей пастырской практике мне приходилось иметь дело с людьми, зависимыми от того или иного рода зла (алкоголь, наркотики, виртуальные игры…). И те из них, которым удалось в значительной мере от этой зависимости избавиться, в один голос утверждали: нельзя перестать быть алкоголиком или наркоманом — стать «бывшим», — это уже пожизненный диагноз, это неуничтожимое психическое состояние; можно и нужно лишь научиться постоянно себя контролировать и твёрдо помнить — ни глотка, ни капли на всю жизнь, чего бы мне это ни стоило!

Думаю, Антоний, это актуально и для Вашего случая. Не обольщайтесь и не впадайте в тщеславие! Не говорите ни вслух, ни мысленно „я победил себя раз и навсегда!“, но побеждайте себя в каждое текущее мгновение. Помните одну простую вещь: мы не властны ни над нашим прошлым, ни над нашим будущим. В наших руках — только наше настоящее, вот этот текущий момент, это «сейчас». И только здесь и сейчас я — хозяин самого себя: что задумаю, то и сделаю, как поступлю, так и будет. Помните, чтó о нас, людях, сказал наш Создатель:

Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете (Пс 81: 6–7).

То есть, „Я сказал: вы — боги, и все вы — сыны Вышнего. А вы, как люди, умираете и, как каждый из правителей, падаете“.

Вот, Антоний, какими нас задумал и сотворил Бог: мы — его дети — можем жить и поступать, как боги (= быть верхом совершенства здесь и сейчас: „естé“ — форма 1-го лица множественного числа глагола быть в настоящем времени), однако предпочитаем падать и умирать (так ведь проще, не правда ли?).

И тем не менее, другого пути, кроме трудного и узкого, для нас к спасению нет. Почитайте жития святых, боровшихся с блудной страстью (преп. Марии Египетской, преп. Моисея Мурина и других), и Вы поймёте, что только через трудности преодоления нашей падшей природы, только через позорные поражения и падения, а не через блистательные победы, можно победить самого себя.

И последнее, самое важное.

Ничего и никого не бойтесь! Помните, Антоний, в этой борьбе Вы не одиноки. В нашей искренней, нелицемерной и беспощадной борьбе с любым злом в себе Бог всегда будет на нашей стороне, и на нашем трудном пути от тьмы к Свету с нами всегда будет наш Спаситель! И это не пустая риторика. Это истина.

Да хранит и укрепляет Вас Господь!