Logo

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (при Санктпетербургской государственной консерватории имени Николая Андреевича Римского-Корсакова)

Вопрос:

29.04.2010
Виктория

Как в духовном понимании воспринимать себя в «женские дни»? Когда согрешишь против совести, она обличает — ничего не чувствуешь, когда прикладываешься к иконам и причащаешься. Случайно же вспомнив, что у тебя «эти дни» — после прикладывания к иконам и Причастия, и что этого делать не надо было, — чувствуешь, что благодать все равно действует, также как и в обычные дни.

Если только грехи и совесть препятствуют быть с Богом, к какому разряду относить «женские дни»?

Ответ:

Уважаемая Виктория,

так называемые «критические» дни у женщин относятся к ряду физиологических отправлений человеческой природы, искажённой грехопадением наших прародителей. Разумеется, ничего постыдного или собственно греховного в них нет, как нет и в сущностно сродных им явлениях — мочеиспускании, дефекации, потовыделении, поллюции (у мужчин) и т. п. естественных регулярных выделениях человеческого организма.

Вместе с тем эти отправления и в Священном Писании, и в христианской аскетической литературе рассматриваются именно как «побочные» проявления грехопадшей человеческой природы, именуясь общим термином осквернение. Здесь речь идёт об осквернении как о загрязнении тела человека. А поскольку наше тело есть храм нашей души и нашего духа, то все эти выделения, загрязняя тело, оказывают своё негативное влияние и на духовно-душевную область как самого человека, у которого они случаются, так и на окружающих его людей. И чтобы эти физиологические отправления не оказывали отрицательного воздействия на человека и его окружение, их органические последствия предписывалось удалять соответствующими водными омовениями, очищая тело от скверны. Вот и в соответствии с так называемыми общечеловеческими нормами поведения, с древнейших времён в обществе считается неприличным ходить немытым, публично испражняться и вообще демонстративно проявлять свои «физиологизмы». В исторический период Нового времени на основании этих норм медиками были выработаны положения о требованиях личной гигиены.

В христианской Церкви предписания для её членов о таковых телесных отправлениях были приняты на основании соответствующих постановлений Священного Писания, где они были изложены ещё в Пятикнижии Моисея. Так, на основании Закона, женщина, у которой происходили регулярные месячные кровоистечения, считалась нечистой в течение семи дней (Левит 15: 19-24). Уже в те далёкие времена Господь через Своего пророка Моисея в связи с требованием личной чистоты от скверны заповедал людям заботиться и о чистоте Своего Храма:

Тáк предохраняйте сынов Израилевых от нечистоты их, чтоб они не умерли в нечистоте своей, оскверняя жилище Мое, которое среди них: вот закон об имеющем истечение и о том, у кого случится излияние семени, делающее его нечистым, и о страдающей очищением своим, и о имеющих истечение, мужчине или женщине, и о муже, который переспит с нечистой. (Левит 15: 31–33)

Необходимость исполнения важнейших требований Закона — и Своей жизнью, и Своим учением — подтвердил наш Спаситель и Учитель, Иисус Христос: „Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или [писания] Пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить“ (Мф 5: 17). И в частности, будучи ещё совсем младенцем, Он стал послушным исполнителем положения Закона об осквернении, дав и нам пример такого послушания. Здесь я имею ввиду евангельское событие, которое позже получило статус великого двунадесятого праздника и было названо Сретением Господним.

Скажите, Виктория, Вы не задумывались над тем, почему мы празднуем это событие именно на сороковой день после Рождества Христова? А меж тем это напрямую связано с положением Закона об очищении от скверны, согласно которому всякая иудейская женщина, родившая мальчика, считалась нечистой в течение сорока дней, по истечении которых ей вместе с новорождённым младенцем следовало явиться в Храм для совершения обряда очищения и принесения благодарственной жертвы (Левит 12: 1–8). Безусловно, в силу своего чудесного (нетленного, то есть безболезненного) и сверхприродного рождения (как Вы помните, даже родив Богомладенца, Мария осталась девственницей) — и Мать, и Дитя были совершенно чисты и непорочны, и не нуждались в традиционных очищениях. И тем не менее, они исполнили это требование Закона, явив тем самым и для нас пример повиновения Закону и образ уважения к религиозным нормам.

А вот Ваш аргумент о действующей благодати никак не оправдывает Вашу небрежность или забывчивость. Потому что наш Бог — не милиционер и не надсмотрщик, зорко следящий за строгим исполнением Своих предписаний, а любящий и милующий Отец. И Его благодать действует в нас не благодаря нашим достоинствам, а несмотря на наши недостоинства!

Очевидно, Ваш организм, Виктория, так устроен, что Ваши «критические» дни протекают для Вас практически незаметно (слава Богу!), что и даёт Вам повод иногда забывать о них. Вероятно, Вы чувствовали действие Божией благодати именно потому, то приступали к Святыне в забывчивости, не осознавая в тот момент, что по церковным нормам Вы не имеете на это право. И конечно, Господь — по Своему безграничному милосердию и отеческой любви — принимал Вас в Вашей «нечистоте по неведению»!

Но впредь я искренне не советую Вам злоупотреблять Его милосердием, снисхождением и терпением. Ведь по совести, не так уж трудно соблюдать это элементарное требование нашей церковной дисциплины, не так ли?

Храни Вас Бог!