Logo

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (при Санктпетербургской государственной консерватории имени Николая Андреевича Римского-Корсакова)

Вопросы:

12.05.2010
Кирилл

Батюшка Виталий, ответьте, пожалуйста, на вопросы.

1. Что является причиной наших болезней? И как избавиться от пороков, которые мы, как губка, в себя впитываем? Что говорится об этом в Евангелии?

2. Как быть человеку, когда он кается в одном и том же, а прекратить грешить не может? Он исповедует свой грех и кается, а потом снова впадает в тот же грех и снова кается, и так происходит много раз подряд. Как тут быть?

3. В одной из песен Юрия Шевчука (группа «ДДТ») есть парадоксальные слова, обращённые к Богу: „Дай мне оправдать Твою безжалостную милость“. Может ли милость быть без жалости, и нужно ли такую милость оправдывать?

Ответы:

Дорогой Кирилл, отвечаю на Ваши вопросы по порядку.

1. Причина любой болезни — грех, совершённый человеком против Бога, против другого человека или против себя самого. Об этом неоднократно свидетельствует Христос в Евангелии, когда исцеляя человека от того или иного недуга, предупреждает: „Вот ты стал здоровым, так больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего-нибудь худшего!“ (Иоанна 5: 14, а также другие подобные места). Таким образом, чтобы исцелиться от болезни, необходимо прежде искренне раскаяться в своём грехе (или многих грехах). Для этого Церковью установлено Таинство Покаяния, в ходе которого предусмотрена исповедь. Исповедать свои грехи — это значит открыто, вслух, в присутствии священнослужителя, перед Св. Крестом и Евангелием признать себя виновным в совершении конкретных грехов (их следует перечислить, не вдаваясь в подробности, но сообщая главное — факты). При этом важно трезво осознать, в чём именно состоит грех, что явилось причиной его совершения и каковы его последствия как для совершившего, так и для тех, против кого он совершён. В этом осознании нам необходима помощь священнослужителя, который, принимая нашу исповедь, призван помочь разобраться, в чём именно заключается наша вина, определить степень совершённого греха и назначить соответствующую епитимью, то есть одно или несколько добрых дел, совершая которые, мы заглаживаем сделанное нами зло.

Обращаю Ваше внимание на важность и необходимость ИСКРЕННОСТИ в Таинстве Покаяния. Священнослужитель должен засвидетельствовать перед Богом наше искреннее раскаяние, выражающееся в глубоком и сердечном сожалении о сделанном зле, а также нашу твёрдую решимость не совершать впредь этого зла. Без этой искренности наше покаяние не будет принято Богом — подлинным и невидимым совершителем Таинства. И даже если мы сумеем обмануть священнослужителя, притворившись искренними, Бога мы тем самым не обманем, а значит Таинство над нами не совершится…

В знак примирения с Богом после Таинства Покаяния Церковь предлагает нам Таинство Святого Причащения, в котором Господь очищает нас от скверны греха и соединяет с Самим Собой, принимая в любви и радости, как принял отец своего блудного сына (см. Евангелие по Луке 15: 11–32).

То же самое касается и наших пороков, которые провоцируют нас на совершение очередного греха. О них также необходимо рассказать на исповеди, чтобы священностужитель помог разобраться в каждом из них и предложить пути избавления. Но здесь необходимо помнить главное: в борьбе с пороками самую важную и трудную часть работы должен делать сам человек, решительно пресекая всякого рода помыслы о пороке. Ни Бог, ни священник — никто не сможет нам помочь, если мы сами прежде всего не захотим раз и навсегда отказаться от того или иного порока, и не будем ежечасно, ежеминутно отвращать себя от самих мыслей о пороке. Это — борьба беспощадная: не на жизнь, а на смерть, и здесь не может быть никаких послаблений („ну ладно: в последний раз…“ и т. п.). Вспоминайте слова Христа из Нагорной проповеди:

Если же глаз твой правый соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше тебе, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было брошено в геенну. И если правая рука твоя соблазняет тебя, отруби её и брось от себя; ибо лучше тебе, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё пошло в геенну. (Матфея 5: 29–30)

Это, конечно, не значит, что Христос советует совершать грех членовредительства, — эти Его слова лишь показывают предел решимости и высокую степень беспощадности к самому себе в борьбе с пороками и их соблазнами.

И только видя наши ежедневные усилия в этой борьбе, Бог может послать нам Свою благодатную помощь для окончательного избавления от порока. Но даже избавившись с помощью Божией от того или иного порока, мы должны помнить, что это избавление не гарантирует полное освобождение от зависимости у того или иного порока. Следует твёрдо знать, что сатана никогда не устанет посылать нам разного рода помыслы о грехе, пока мы живы. И важно помнить, что однажды, потеряв бдительность, мы снова можем вернуться к прошлым изжитым порокам, потому что они буквально въедаются в нашу душу и наше тело по мере того, как мы им предаёмся (впитываются, как в губку — по Вашему же слову). А значит, никогда не стоит даже в мыслях превозноситься и считать, что я‑де навсегда уже избавился от своего порока, и поэтому мне ничего не грозит… Наоборот, надо всегда помнить, от чего я избавился с помощью Бога, и смиренно сознавая свою немощность, не впадать в самонадеянность, и решительно убегать от всяких соблазнов. Не стараться их преодолеть, победить в себе (на это у нас чаще всего просто не хватит силы духовной!), а просто удаляться от них — и в мыслях, и в действиях, переключая своё внимание на что-то доброе и полезное.

2. Это же, в сущности, относится и ко второму Вашему вопросу — о грехах, в которых мы каемся, а потом снова не можем устоять и заново их совершаем („Как быть человеку, когда он кается, а прекратить грешить не может?“). Что значит это Ваше «не может не грешить»? Это значит только одно: НЕ ХОЧЕТ! Христос Своей смертью на Кресте раз и навсегда освободил каждого из нас от рабства у греха, и теперь каждый человек может свободно выбирать — грешить ему или не грешить. И если Вы твёрдо решили не грешить, то это решение нужно подтвердить делом. А дело это — всё та же беспощадная и постоянная борьба с собственной немощью, когда человек всё время держит своё сознание под контролем, не пропуская в сердце и душу помыслы о грехе (как внушаемые сатаной, так и наши собственные). Это может всякий, если захочет! Потому что Своей искупительной жертвой Христос — единственный безгрешный Сын человеческий — уничтожил роковую зависимость человека от его грехов, взяв их на Себя.

Большую помощь здесь может оказать искренняя и тёплая молитва к Спасителю, к Его Матери, к своему святому… Опять-таки, надо твёрдо помнить: как ни велика и ни тяжела эта борьба с пороком и грехом, но если она искрення, решительна и нелицемерна, то в ней Господь всегда будет на нашей стороне, и обязательно подаст нам руку помощи (если мы, конечно, будем просить Его об этом в своих молитвах). И не надо бояться на очередной исповеди признаться в том, что ещё не смог, не сумел победить в себе грех — ведь Господь‑то это знает! Но Ему важно видеть то, что мы не боимся открыто снова и снова признавать свою немощь и своё поражение в борьбе с самим собой. А без этого искреннего признания своих неудач Он помочь нам не сможет, потому что лицемерию, трусости и малодушию помогать вообще бессмысленно, и даже преступно.

3. Я не слышал песни Ю. Шевчука, строчку из которой Вы приводите („Дай мне оправдать Твою безжалостную милость“). Но насколько я могу судить — это просто выразительный поэтический оборот, фигура речи, которая по‑умному называется оксюморон (буквально с греческого — ‘острая глупость’, то есть намеренно обострённый, предельно парадоксальный риторический оборот, в котором сочетается несочетаемое). Другие примеры этой же фигуры — «живой труп», «светлая тьма», «узник свободы» и т. п.

Очевидно этим оборотом автор хотел изобразить не побеждаемое никаким злом и грехом, беспредельное, непостижимое Божие милосердие к нам, грешным. Подобная «безжалостная милость» бывает, к примеру, у хирурга, когда он ради здоровья человека безжалостно режет своим скальпелем по живому телу, удаляя злокачественную опухоль или вскрывая нарыв… И эта его видимая безжалостность оправдывается его невидимой милостью к пациенту: он стремиться помочь ему — излечить от болезни и вернуть к полноценной и здоровой жизни.

Вот так и некоторые слова или действия Бога (особенно в книгах Ветхого Завета) на поверхностный взгляд могут показаться безжалостными. И только внимательное и вдумчивое их рассмотрение — в контексте общего Божьего плана спасения человека от зла (Божия смотрения или домостоительства) и в перспективе земной истории этого спасения — приводит к заключению о том, что они были действительно необходимы, так как продиктованы исключительно милостью Бога к падшему человеку и оправданы Его отеческой заботой о нашем спасении.

Да благословит Вас милосердный Бог!