Logo

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (при Санктпетербургской государственной консерватории имени Николая Андреевича Римского-Корсакова)

Вопрос:

31.05.2010
Елизавета

Что такое «грех к смерти?»

Ответ:

Это то же самое, что смертный грех, т. е. преступление против правды Божией, приводящее человека в конечном итоге к смерти — как в текущей земной жизни, так и (в особо тяжких случаях) — к смерти для жизни вечной (к вечной погибели души). О такого рода преступлениях нас предупреждает Христос в Евангелии, где таковыми названы, например: оскорбление Бога (Мф 12: 31–32; Мк 3: 28–30; Лк 12: 10 — ср. Евр 10: 28‑29), оскорбление человека — образа и подобия Бога (Мф 5: 22), соблазнение (совращение) доверившихся Богу (Мф 18: 6–7; Лк 17: 1–2), категорическое отвержение евангельской проповеди (Мф 11: 20–24; Мк 6: 11), лицемерное «использование» имени и учения Христа в своих интересах (Мф 7: 15–23; Мф 23: 14‑33; Мк 12: 38–40; Лк 20: 46–47) и т. п.

В Священном Писании оборот грех к смерти появляется в заключительных стихах Первого послания апостола Иоанна (5: 16–17). Вместе с тем следует отметить, что средневековый схоластический перечень так называемых «семи смертных грехов» в Священном Писании прямого подтверждения не находит — и это, разумеется, не случайно, так как Бог судит каждого из нас не по букве некоего общеформального свода законов, а исключительно лично — по нашим конкретным словам и делам, приведшим к конкретным же результатам. И в конечном итоге Божий суд есть суд о моей любви — любви к ближнему, а значит — к Богу, где всякого рода нелюбовь (бесчеловечность, немилосердие, лицемерие, жестокость, злоба и т. п.) и есть грех, приводящий к смерти:

Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей, и все ангелы с Ним, тогда сядет Он на престоле славы Своей, и будут собраны перед Ним все народы; и Он отделит их друг от друга, как пастух отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, козлов же по левую.
Тогда скажет Царь тем, кто по правую сторону Его: „придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от основания міра. Ибо голоден был Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и напоили Меня; странником был, и приняли Меня; наг, и одели Меня; болен был, и посетили Меня; в тюрьме был, и пришли ко Мне“. Тогда ответят Ему праведные: „Господи, когда мы Тебя видели голодным, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда же мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда же мы видели Тебя больным, или в тюрьме, и пришли к Тебе?“ И ответит им Царь: „истинно говорю вам: сделав для одного из братьев Моих меньших, вы для Меня сделали“.
Тогда скажет и тем, кто по левую сторону: „идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его. Ибо голоден был Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и не напоили Меня; странником был, и не приняли Меня; наг, и не одели Меня; болен и в тюрьме, и не посетили Меня“. Тогда ответят и они: „Господи, когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в тюрьме, и не послужили Тебе?“ Тогда Он ответит им: „истинно говорю вам: не сделав для одного из этих меньших, вы и для Меня не сделали“.
И пойдут эти в муку вечную, праведные же — в жизнь вечную. (Мф 25: 31‑46)

Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев. Не любящий пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца, а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной в нём пребывающей. Мы познали любовь в том, что Он положил душу Свою за нас. И мы должны полагать душу за братьев. (1 Ин 3: 14–16)