Logo

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (при Санктпетербургской государственной консерватории имени Николая Андреевича Римского-Корсакова)

Вопрос:

23.10.2010
Дарья

Здравствуйте,

меня начали терзать сомнения. Когда я верю, что Бог есть, что Он — свет, и нет в Нём никакой тьмы, что Он всегда поможет и т. п., я чувствую себя хорошо, и оказываюсь способной сделать много, в том числе и хорошего. Но если эта установка уходит по тем или иным причинам, то всё рассыпается, и даже с кровати утром встать невозможно. И по сути, внешне в жизни ничего не меняется, а меняется только внутри меня. Получается, что я сама творю свою жизнь, своё состояние, а Бог здесь ни при чём? Получается, вся вера — это иллюзия? Что-то вроде психологической установки?.. Как же так?..

Ответ:

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины…

Данте. «Ад». Песнь І: 1–3
(перевод М. Л. Лозинского)

Здравствуйте, Дарья!

Если бы я был профессиональным психологом, то непременно бы занялся исследованием этого старого, как мір, и актуального во все времена религиозного феномена — язычества. Просто поразительно бывает наблюдать, как это ветхое явление из века в век мутирует, приспосабливаясь к каждой новой исторической эпохе, к каждому следующему уровню развития человеческой мысли! Да, 33 века тому назад Моисей уничтожил золотого тельца, сделанного Аароном по требованию израильтян (Исход 32). Но он не смог уничтожить идею язычества в сердце человеческом…

Вот и сейчас. Казалось бы, вопрос задан человеком XXI-го века, по-видимому, крещённым (то есть, просвещённым светом Истины Христовой) и достаточно образованным (судя по уровню грамотности в расстановке знаков препинания) — так о каком ветхом язычестве может идти речь, и при чём тут оно?

Увы, приходится вести речь о нём, потому что именно в нём всё дело.

В чём причина вечности язычества как психологического феномена? — В нашей человеческой ЛЕНИ.

В чём сущность язычества как актуальной религиозной установки? — В том, что по причине ЛЕНИ (в письме Вашем, Дарья, обозначенной уклончивым оборотом „по тем или иным причинам“) мы предпочитаем не трудиться духом в терпении всякий раз, когда этого требуют непростые обстоятельства, а использовать нечто готовое, запасённое нами раз и навсегда.

И тогда не имеет никакого значения, как именно называется то, что мы в таких случаях хотим «достать из кармана», чтобы с его помощью без значительных личных усилий справиться с ситуацией — волшебная палочка, талисман, нательный крест (ставший аналогом талисмана?), чудотворная икона (используемая как вариант «волшебной палочки»?), особо сильная молитва (нечто вроде заклинания или заговора?), «святая» вода (вряд ли подразумевается: освящённая на водосвятном молебне), пояс с написанным на нём 90-м псалмом (а для кого, собственно, написанным? — носителю не прочесть, сатана знает этот текст наизусть, как явстует из Мф 4: 6 и Лк 4: 10–11)…

Теперешняя форма нашей цивилизации (а это всё тот же человеческий грехопадший мір, мір во зле лежащий) называется «потребительской». Таким образом, сегодня смысл человеческого бытия сведён к потреблению, то есть к использованию природных ресурсов и создаваемых из них продуктов. Но эта формально корректная характеристика внешней стороны повседневной жизни человека довольно скоро проникла внутрь, в сферу деятельности его души и духа, и в конечном итоге стала психологией и духовным credo. В одном ряду (в одной «потребительской корзине») теперь предлагаются для потребления, использования на потребу: йогурты, концерты Вивальди, шампуни, «Евгений Онегин», православный календарь с молитвами, джинсы, статуи Микеланджело, иконы Богоматери, фигурки нецке, вода из Иордана, фэн-шуй амулеты, молебен о здравии/заочное отпевание… („звоните и заказывайте прямо сейчас!“). — Словно наступило время нового, глобального Вавилона.

И культ язычества — это прежде всего культ потребления: человеку требуется здоровье, благополучие, успех в предприятиях, поэтому он использует силу некоего идола, совершая требище, то есть, жертвоприношение (я — тебе, а ты — мне). И заплатив (принеся жертву), такой потребитель вправе ожидать (ну, в соответствии с «правами потребителя»!), чтобы это РАБОТАЛО.

Мне вспомнился один анекдот.

Подъезжает «браток» на своём крутом джипе к храму. Входит, ставит самые дорогие свечи перед каждой иконой, делает крупное пожертвование. Затем, с чувством исполненного долга, выходит и собирается ехать дальше, как вдруг неожиданно врезается в ближайший столб. Подъезжает другой «браток», выходит из своего крутого джипа и, доставая пухлый бумажник, направляется к тому же храму. Первый окликает его и предупреждает: „Эй, братишка, ТАМ НЕ РАБОТАЕТ!“.

Да, но при чём тут я и моя ситуация? — спросите Вы, Дарья.

Очевидно, при том, что и у Вас временами «не работает»…

Я Вас не знаю, но по Вашему письму готов предположить, что Вы — человек вполне самостоятельный и обеспеченный в житейском плане (высшее образование, успешная карьера, квартира, машина, дача…), крещённый (гм, лучше бы сказать — христианка, но заочно не решаюсь), посещаете богослужения, молитесь, поститесь, совершаете дела милосердия, может быть даже регулярно приступаете к Таинствам… Так в чём же дело? Почему периодически «не работает»?

А «не работает» постоянно и безотказно потому, что Жив Господь! Потому, что Господь наш — любящий нас Отец, а не равнодушный языческий идол-истукан, обязанный по долгу службы механически доставлять блага своим жертвователям в обмен на их поклонение себе и на приносимые ими пожертвования.

«Не работает» потому, что Христос победил сатану тогда в пустыне и отверг его предложение завоевать мір посредством совершения сеансов «чудесных знамений», когда всё и постоянно «работает», только заказывать успевай!

Тогда берет Его диавол в святой город и ставит Его на крыло храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; написано ведь: „Ангелам Своим заповедует Он о Тебе“, и: „На руках понесут Тебя, чтобы Ты не преткнулся о камень ногою Твоею“. (Лк 4: 5–6)

В чём состоял этот второй быстрый способ завоевания міра, предложенный сатаной Иисусу в искушении? — В эффектных чудесах-фокусах, поражающих ум и захватывающих душу: покажи людям свою силу и власть, поразив их чудесными знамениями, и они пойдут за тобой куда скажешь! И ведь правда: духовно парализованная толпа легко становится послушной такого рода обещателям благ и производителям эффектных трюков, быстро признавая их лидерами.

Но правда и в том, что как только эти «чудеса» заканчиваются (когда уже «не работает»), заканчивается и вера — и в лидера-фокусника, и в провозглашаемую им идеологию! Вот почему Христос категорически отказывался являть знамения «по требованию» для удостоверения Своего мессианского достоинства перед сомневающимися иудеями („вот сойдёшь с креста, тогда поверим, что ты — мессия“). Вот почему Он по большей части прямо запрещал тем, кого исцелял, рассказывать о чуде исцеления. Вот почему Он уклонился от намерения повести Его в Иерусалим и поставить царём после чудесного насыщения свыше пяти тысячи человек пятью хлебами (Ин 6: 14–15).

А ведь сатана отчасти был прав. Он знал, чтó предлагал, и знал, что ЭТО сработает. Потому что именно такого мессию ожидало большинство иудеев, современников Христа — мессию-освободителя от ненавистных римлян, мессию-покорителя всех народов в рабство Израилю, мессию-чудотворца, раздаятеля бесконечных «дармовых» благ… Но кого же в сущности ожидали эти люди (богоизбранный народ!), кого так жаждали увидеть? — Да вариант всё того же златого тельца, пришедшего в силе и славе мессии исключительно ради них и действующего им в угоду.

Но ведь ручной, послушный, «карманный» бог (опустил монетку в щель — и «работает»!) — это идеал не иудаиста, не мусульманина и не христианина, а именно язычника, причём довольно примитивного.

Вот и Ваша, Дарья, недоуменная претензия — вполне языческая. В Вашем вопросе-восклицании „почему уходит установка на веру в Бога, в Его благость и помощь?“ ясно звучит упрёк Самому Богу: что происходит? почему Ты не помогаешь мне постоянно? почему Ты не всегда под рукой?

И в связи с этим у меня возникает встречный вопрос к Вам: а какому, собственно, богу Вы поклоняетесь, в какого бога верите?

Неужели Ваш бог и вера в него взяты Вами из той же современной «потребительской корзины»? И теперь, — поскольку «плохо работает» — Вы словно обращаетесь с законной претензией в Общество защиты прав потребителей?..

Но тогда я вынужден задать Вам ещё один неудобный вопрос: а читали ли Вы Евангелие?

Предвижу категоричный ответ: „Ну конечно же читала!“. ОК, тогда ещё спрошу: „А переживали ли Вы прочтённое в свете церковной традиции и в коллективном опыте церковного общения, осознавая себя частью Целого?“. Ведь то, что Вы крещены и ходите в храм ещё отнюдь не означает, что Вы — член Церкви Христовой как собрания верных Ему братьев и сестёр

Сказал Господь такую притчу: вышел сеятель сеять семя своё, и когда сеял, иное семя упало при дороге и было затоптано, и птицы небесные поклевали его. Иное упало на скалу и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. А иное упало между тернием, но взошло с ним и терние и заглушило его. И иное упало на землю добрую, и взошло, и произвело плод сторичный. Говоря это, Он возглашал: имеющий уши слышать, да слышит.
И спрашивали Его ученики Его: что могла бы значить притча эта? Он же сказал: вам дано познать тайны Царства Божия, а прочим — в притчах, чтобы они видя не видели и слыша не уразумели. Вот что значит эта притча: семя есть слово Божие. Те, что при дороге, — это услышавшие; затем приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они, уверовав, не были спасены. Те же, что на скале, — это те, которые, услышав, с радостью приемлют слово, но не имеют корня; они временно верят, а в час испытания отступают. A упавшее в терние, — это услышавшие, но на путях жизни подавляют их заботы и богатство и наслаждения житейские: и не приносят они плода. А то, что на доброй земле, — это те, которые, услышав слово, держат его в сердце благом и добром, и в терпении приносят плод. (Лк 8: 5–15)

Да, именно в терпении и постоянстве веры, а не в нетерпении и вере по‑временной, периодической, зависящей от настроения, пищеварения, скандалов в семье и на службе, расположения звёзд, геомагнитных возмущений…

Итак, что же есть вера?

Вы, Дарья, очевидно полагаете, что вера (чтобы не быть иллюзорной) должна представлять собой некую субстанцию, которую можно получить, накопить или как-то нажить в достаточном количестве, а потом положить в карман или сумочку и использовать по мере надобности. Или же это нечто вроде иностранного языка: выучил — и пользуйся. А если не так, тогда „получается, что вся вера — это иллюзия или нечто вроде психологической установки“, как Вы пишете.

Если я прав в своём предположении, то Ваше представление о вере — вполне потребительское и языческое. В сущности, здесь речь даже не о вере, а о знании. Вы знаете (ну, Вас так научили), что есть некий бог, который гарантирует свою постояную и бесперебойную помощь человеку в любых обстоятельствах („всегда поможет“), обеспечивает его всем необходимым, словом — обслуживает. И если это обслуживание „по тем или иным причинам“ прекращается, начинается паника („Как же так?!.“) и возникают совершенно законные и обоснованные сомнения в существовании «обслуживающего бога». Поэтому Вы, по-видимому, совсем не случайно написали: „получается, что вся вера — это иллюзия“. А ведь латинское illusio значит ‘насмешка’; ‘заблуждение’, ‘обман’ (читайте словари, когда формулируете свои важнейшие мысли!). Значит, Ваш бог Вас обманывает? — Вот почему я и спросил Вас, в какого же бога Вы верите.

А что же есть вера по учению христианскому?

По известному определению апостола Павла (впрочем, известно ли оно Вам, я не знаю) вера есть твёрдое убеждение в том, на что мы надеемся, подтверждение того, чего мы не видим, или в другой версии перевода — осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр 11: 1).

Видите, Дарья, Вы по-своему правы, когда пишете, что „вера — это нечто вроде психологической установки“ надеяться на ожидаемое и быть уверенным в невидимом.

Судите сами: ведь когда Бог нам помогает, и мы чувствуем Его руку, уверенно направляющую нашу лодку по волнам моря житейского, — как легко и даже приятно в Него верить! Я бы даже сказал — трудно НЕ верить, когда всё ТАК ОЧЕВИДНО. Но если нечто является вполне очевидным, то это уже предмет не веры, а именно знания. Помните ли Вы из школьного курса математики разницу между аксиомой и теоремой? Аксиома принимается без доказательств, то есть составляет предмет веры, а всякая теорема принципиально доказуема, то есть является предметом знания.

Когда же Бог отпускает нашу руку (а теперь попробуй сам, иначе не научишься ходить самостоятельно), у многих тотчас начинается паника, и тогда нас (цитирую) „терзают сомнения“: какой ужас! я же могу утонуть!! где же Ты?? и (цитирую) „Как же так?!.“.

Я не знаю, как, когда и почему это с Вами произошло, но в настоящее время Вы, Дарья, являетесь религиозным прагматиком, ибо Вам нужны твёрдые гарантии от Бога. И сегодня существует великое множество разного рода псевдохристианских сект, которые своим адептам уверенно дают такие гарантии от имени Самого Бога. Они гарантируют «конец света» в точно определённую дату, и в связи с этим гарантируют блаженство в загробной жизни тем, кто предварительно внёс солидные суммы или «отписал» им всё своё имущество. Они вполне серьёзно утверждают, что Бог — всегда к нашим услугам: „Тебе нужен мерседес? — Так попроси его у Бога прямо сейчас!! (включается бодренькая музычка)“. — Что же это, как не примитивное язычество?

И вот теперь я вынужден Вас разочаровать и со всей ответственностью заявить: Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог-Троица, Отец наш небесный никому никаких гарантий не даёт, потому что Он есть Любовь, а не страховое агенство.

Он даёт обетования, то есть твёрдо обещает нам помощь, защиту и покровительство в обмен на нашу ВЕРУ в Него — причём, веру, являемую нами не в нашем благоденствии и довольстве, а в непростых и чрезвычайных обстоятельствах, в самых крайних, критических для человека ситуациях. (Читайте «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса!)

И вера эта должна оставаться именно ВЕРОЙ, то есть уверенностью в существовании того, чего я не вижу. Вы же ищете ЗНАНИЯ, то есть уверенности в очевидном. В этом и состоит Ваше принципиальное заблуждение, здесь начало Вашего духовного поворота к примитивному язычеству.

Повторюсь: Вы оказываетесь правы в своём предположении о том, что „я сама творю свою жизнь, своё состояние, а Бог здесь ни при чём, а вся вера — это нечто вроде психологической установки“. Вы правы: наш Отец и Творец создал нас вполне свободными существами, способными творить и распоряжаться собой, добровольно выбирая свой путь и предмет веры.

Область веры — сердце. Её атрибут и кореллят — свидетельство. Предметы веры принципиально недоказуемы, а значит неочевидны.

Область знания — ум. Его атрибут и кореллят — доказательство. Предметы знания принципиально доказуемы, а значит очевидны.

А вот иллюзорной (по-русски — ложной, обманной) бывает вера именно в иллюзию (обман, заблуждение). И если Вы чувствуете, что Ваша вера стала таковой — это значит, что сам предмет Вашей иллюзорной веры есть обман, заблуждение. В Вашем случае — это очевидное заблуждение (предрассудок) в попытке превращения религиозной веры в рациональное знание о том, что Бог даёт человеку гарантии, гарантирует его бесперебойное обслуживание в обмен на поклонение Ему. Это — потребительское и вполне языческое представление о божестве, не имеющее никакого отношения к Богу истинному.

Это очень опасное заблуждение, и я искренне желаю Вам вполне осознать его и преодолеть это искушение сатаны.

Как осознать и как преодолеть?

Прежде всего — перечитайте Евангелия и Послания апостола Павла. Но не в синодальном переводе, а в переводе, например, под редакцией епископа Кассиана (Безобразова) или в переводе С. С. Аверинцева. А ещё лучше — в церковнославянском (это не так сложно, как может показаться): он гораздо ближе прочих к греческому оригиналу.

Но перед этим я советую Вам забыть, стереть в сознании все штампы и трафареты, которые Вам внушили и которые Вы сами себе внушили. В духовной жизни каждого мыслящего человека периодически должна происходить генеральная уборка его внутреннего дома, или переоценка ценностей. В этот момент важно не идти ни на какие компромиссы с совестью, какими бы удобными они ни казались. Следует подвергнуть критическому переосмыслению самые основы своего мировоззрения и проверить их на прочность.

В связи с этим важно создать соответствующую обстановку. Читайте не с экрана монитора и не в коротких промежутках на службе, урывками, а читайте так, как читает ребёнок новую интересную книгу — забыв обо всём и с головой погрузившись в чтение. В идеале лучше всего взять короткий отпуск и уехать куда-нибудь подальше от цивилизации, «забыв» ноутбук и мобильник дома.

Начните с Евангелия по Марку, взяв в попутчики на первые его главы размышления митрополита Сурожского Антония:

Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия: Беседы на Евангелие от Марка, главы 1–4. М., 1998.

И не бойтесь чего-то не понять или понять неправильно. Помолитесь Отцу горячо и искренне о помощи в БОГОВЕДЕНИИ и читайте в простоте сердца, доверившись свету евангельского слова. И я верю, что Богу содействующу Вы всё про Него поймёте, потому что

так сказал Иисус:

славлю Тебя, Отец, Владыка неба и земли,
что Ты скрыл это от мудрецов и учёных,
но открыл это младенцам!
Да, Отче, ибо так было благоугодно Тебе!
Всё Мне предано Отцом Моим,
и никто не знает Сына, кроме Отца;
и Отца не знает никто, кроме Сына,
и кому хочет Сын открыть.
Вы, уставшие от мучительных поисков правды,
и вы, обременённые неразрешимыми проблемами, —
придите ко Мне: Я упокою вас!
Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня,
потому что Я — кроток, и в сердце Моём — мир.
У Меня вы найдёте душевный покой.
Потому что Моё иго — ярмо удобное,
и Моё бремя — ноша лёгкая.

(Мф 11: 25–30)