Logo

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (при Санктпетербургской государственной консерватории имени Николая Андреевича Римского-Корсакова)

Вопрос:

7.10.2011
Никита Николаевич

Как благодарить Бога? Часто хочется поблагодарить Бога, но что бы я не сделал, всё кажется до смешного ничтожным! Я знаю, что надо делать добро людям, но это надо делать всегда, при любых обстоятельствах. А как благодарить, когда случается что-то очень хорошее, чудо в жизни?

И ещё: как-то раз я очень сильно молился о сохранении жизни и здоровья любимой женщины, и пообещал бросить курить. С тех пор я не курю, и жена здорова. А возможен ли такой договор с Богом? Или это самообман? Не грех ли это, давать обещания Богу взамен на помощь?

Ответ:

Уважаемый Никита Николаевич,

в сущности, Вы задаёте два разных вопроса. И свой ответ я начну с последнего.

Среди людей религиозных (сплошь и рядом не вполне корректно именуемых «верующими») выделяются три категории:

1) раб, работающий (намеренная тавтология) из страха быть наказанным;

2) наёмник или слуга, служащий за вознаграждение;

3) сын, делающий заповеданное Отцом просто ради своей любви к Отцу.

У меня не вызывают раздражения ни первые, ни вторые, потому что я уверен: каждый имеет право свободно избрать свой путь и выстроить свои личные отношения со своим Отцом (Господином, Начальником…). Да и трудно подчас бывает того или иного человека вполне отнести к одной из этих категорий: в той или иной ситуации каждый из нас, грешных, сочетает в себе черты двух или даже всех трёх. Вот и в Вашем последнем вопросе мне послышались мотивы психологии наёмника — «давай договоримся: я брошу курить, а Ты исцелишь мою любимую». Иначе сказать — я покупаю у Тебя жизнь и здоровье жены в обмен на мой отказ от одного из удовольствий.

Но тут Вы можете мне возразить: но ведь «сработало», так почему же нет?.. (как говорят в Одессе).

Да, и в самом деле, часто «работает», несмотря на многое… Но именно несмотря, а не благодаря!

Благодаря своим заслугам, связям, финансовым возможностям, мы пользуемся всевозможными земными благами. Но так бывает только у нас, в человеческом міре. Не так у Бога. У Него как раз чаще бывает совершенно наоборот, „не так, как у людей“. У Него почти всегда — именно несмотря. И вот Вам только два известных евангельских примера:

1. Притча о работниках-виноградарях (Мф 20: 1–16);

2. Притча о блудном сыне (Лк 15: 11–32).

(Кстати, видите, Никита Николаевич, в чём уязвимость психологии наёмника? — В зависти: это его слабое место.)

Итак, отвечая на Ваш второй вопрос, я скажу: да, здесь возможен и самообман (почти всегда и почти всё можно объяснить случайным совпадением), и даже грех (то есть, серьёзная ошибка, промах), который состоит в сознательном низведении сыновних отношений с Отцом до наёмнических.

Но кем бы мы ни считали Бога — Отцом, Господином или Начальником, — Он ведь объективно неизменен и вечен в Своём отцовстве по отношению к нам. Вот почему отец из второй притчи даже не даёт своему блудному сыну договорить до конца („…так прими меня хотя бы в наёмники“): это невозможно в принципе! Невозможно по той простой причине, что ты не cможешь перестать быть сыном своего отца, как бы далеко ты от него не удалился.

Но мы, человеки, порой умудряемся сотворить из лучшего худшее… И вот тогда Отец наш действует не благодаря нашим достоинствам („вот смотри, я делаю над собой усилие и бросаю курить… так могу я рассчитывать на Твою помощь взамен моего подвига?“), а несмотря на наши недостоинства („сын Мой, ты говоришь со Мной не как сын, но Я всё равно люблю тебя, поэтому — вот, жена твоя здорова“).

А теперь попробую ответить на Ваш первый и, хочется надеяться, главный вопрос: как же достойно отблагодарить Бога за чудо?

Вот для язычника этот вопрос решается предельно просто: воздвигни своему божку-благотетелю храм повыше-покрасивее, а в этом храме поставь его статую из чистого золота, так он будет тебе по гроб твоей жизни признателен за такую жертву. А как же поступать нам, христианам, любимым детям нашего небесного Отца?

И ведь именно в последнем обстоятельстве и заключается главная трудность ответа, потому что (как это бывает в семьях) у каждого любящего сына — своя беседа с отцом, свои особенные, неповторимые взаимоотношения. В самом деле, представьте себе, что Ваш приятель вдруг обратится к Вам с вопросом: „Как ты думаешь, а что мне подарить горячо любимому папе на его юбилей?“ — Не думаю, что Вам будет легко ответить.

Благодарность, благо-дарение, по-гречески — евхаристия. Таинство святой Евхаристии или святого Причащения Святыми Дарами — Телом и Кровью Христа — за Божественной Литургией… Казалось бы, ну вот и ответ! Что же может быть выше, полнее и истиннее такого благодарения?!.

Но немедленно возникает вопрос: а кто же кому, в сущности, здесь дарит высшее благо? Не Бог ли человеку? Не Отец ли Своим детям?.. Да, конечно, в молитвах Евхаристического канона мы не однажды произносим слова искренней благодарности Богу. Но ведь в конечном итоге, а именно — в Причащении, это Он дарует нам Самого Себя, и отнюдь не на словах, не символически, а в высшей степени реально… И здесь я умолкаю, призывая Вас, Никита Николаевич, наедине с собой продолжить размышления на эту слишком личную для каждого из нас тему.

Ну хорошо, поставим вопрос иначе: какой же наш дар будет достоин Того, Кто Сам есть Высший Дар? Очевидно, Источнику Блага подобает дарить лишь благо, Творцу добра — добро:

Твоя от Твоих Тебе приносяще…

А что можно найти по поводу достойного благодарения Бога в Священном Писании? По-видимому, многое, но мне на память приходит прежде всего вот это:

Ваши обильные жертвоприношенья Мне ни к чему

— говорит ГОСПОДЬ. —

Сыт Я сожжёнными баранами

и жиром откормленного скота.

Мне не нужна кровь быков,

кровь баранов и козлов не нужна…

Довольно приношений никчемных!

Воскурения Мне противны…

Ко Мне простираете руки, но Я отведу Свой взгляд.

И сколько бы вы ни молились, не буду Я слушать вас.

Ваши руки все в крови!

Омойтесь же, станьте чисты,

чтобы не приходилось Мне впредь видеть ваши злые дела!

Перестаньте творить зло,

научитесь добру!

Стремитесь к справедливости,

вызволяйте угнетённого,

защищайте сироту,

вступайтесь за вдову.

(Исайя 1: 11–17, перевод А. Э. Графова)

Истинно говорю вам:
сделав для одного из братьев Моих меньших,
вы для Меня сделали.

(Мф 25: 31–46)

Если кто скажет я люблю Бога, а брата своего ненавидит, он лжец,
ибо не любящий брата своего, которого он видел,
не может любить Бога, Которого не видел.

(1 Ин 4: 20)

Кажется, и здесь всё в конце концов сводится к одному: по-настоящему отблагодарить Бога можно только увеличив количество добра и уменьшив количество зла в этом міре. А вот кáк это сделать — каждый призван решить по-своему. Ведь не случайно в Священном Писании отсутствуют готовые «рецепты» благо-дарения Бога. В самом деле, чтó Вам самому (как отцу) будет приятнее получить в подарок от своего ребёнка: то, что Вы ему закажете Вам подарить или то, что он сам Вам подарит по своему разумению и по своей любви к Вам?..

Простите меня, Никита Николаевич, если в результате окажется, что мне так и не удалось ответить на Ваш главный вопрос.