Logo

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (при Санктпетербургской государственной консерватории имени Николая Андреевича Римского-Корсакова)

Вопрос:

09.03.2014
Софья

Благословите, батюшка! Скажите, пожалуйста, что значит молитва «Господи, помилуй». Помилуй — значит прости, или нет? И еще, как Церковь относится к расколу, к протопопу Аввакуму, к патриарху Никону? СпасиБОГ+

Ответ:

Благослови Вас Господь, Софья!

В последнее время всё чаще приходится наблюдать, как из рабочего словника современного русского языка (то есть, собственно, из памяти русского человека) уходят, казалось бы, хорошо знакомые и вполне понятные слова и обороты. Уходят, увы, за ненадобностью. Ведь ни одно слово не возникает и не удерживается в народной памяти без острой необходимости быть верно понятым. Всякое слово обозначает вполне определённый предмет, явление, понятие. И если из нашего обихода эти реалии исчезают, становясь ненужными, то и слова, их обозначающие, постепенно забываются.

И беда ещё невелика, когда забываются устаревшие или малоупотребительные термины, так сказать, технического характера: шофёр, чайная, шандал, башмак и т. п. Гораздо опаснее забвение слов и, следовательно!, стоящих за ними понятий морально-нравственных: целомудрие, стыдливость, бранить, вежество, жалость… Вот уже и слова миловать, милость и их производные незаметно исчезают из современного лексикона, требуя дополнительного толкования.

Печально это.

Помните ли Вы, Софья, классический школьный пример важности употребления запятой, а именно — фразу Казнить-нельзя-помиловать? Здесь понятия казнить и миловать являются антонимами, взаимоисключающими вариантами приговора. Либо Казнить нельзя, помиловать! (отпустить с миром), либо Казнить, нельзя помиловать! (предать казни). Таким образом милость (миловать) есть действие, противоположное казни. В свою очередь, глагол казнить означает ’карать’, то есть ’подвергать страданию или смерти’. Теперь значение этого глагола существенно сузилось (смертная казнь), но встарь оно было шире, например: казни египетские (см. библейскую книгу Исход, главы 7–11); казнить себя самого („Не казни себя, ты не виноват!“) и т. п.

Теперь о хорошем: о милости и помиловании.

Древнейшая христианская молитва «Господи, помилуй» восходит к начальному обороту 50-го псалма (см. ниже), а также к молитве мытаря из Евангелия по Луке: „Боже, будь милостив ко мне, грешнику!“(Лк 18: 13б). «Помилуй» значит ’сжалься, не карай меня за мои грехи’. Таким образом, глагол помиловать означает ’пожалеть, а не покарать, не предать казни за то или иное преступление’ (сравни с современным оборотом президентское помилование — смягчение или отмена уголовного наказания главой государства).

О милости и прощении.

В человеческом міре помилование преступника не всегда означает полное его прощение: так, можно «скостить» преступнику тюремный срок, но потом, «на воле», ограничить его в некоторых правах, например, в праве занимать определённые должности и т. п. А вот Божья милость предусматривает всецелое, совершенное прощение грехов кающегося и полное его очищение:

Помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости
И по обилию Твоего сострадания очисти меня от моего преступления…
Ты окропишь меня росой душистой травы — и я буду очищен,
Омоешь меня водой — и я стану белее снега.

(Псалом 50: 3, 9)

* * *

Любой раскол есть зло, потому что это есть разделение целого, порождающее взаимную ненависть разделившихся на «наших» и «не наших». Вот слова Самого Создателя и верховного Главы нашей Церкви:

Всякое царство, разделённое внутренней враждой, обращается в пустыню, и ни один город или дом, разделённый внутренней враждой, не устоит. (Мф 12: 25)

Не устояли в христианской любви и те, о ком Вы, София, спрашиваете — патриарх Никон и протопоп Аввакум. Прежние друзья и единомышленники по московскому «Кружку ревнителей благочестия» стали непримиримыми и смертельными врагами, публично понося и проклиная друг друга в отстаивании своего мнения о формах этого самого благочестия.

Взаимная неприязнь духовных потомков и последователей обоих ревнителей продолжалась в течение трёхсот с лишним лет, производя смущения и нестроения в Русской Церкви. Но и сегодня это болезненное церковное разделение всё ещё не преодолено окончательно.

Впрочем, не столько человеческими усилиями, сколько благодатной помощью силы Божией стояла и будет стоять Церковь Христова, «и врата ада не одолеют Её» (Мф 16: 18б).

Сегодняшнее отношение Русской Православной Церкви к старообрядчеству (древлеправославию) выражено в соответствующем Деянии Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г. «Об отмене клятвы на старые обряды и на придерживающихся их».

Последние новости о контактах представителей обеих Церквей можно узнать на этой электронной странице официального сайта Московского Патриархата.