Logo

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (при Санктпетербургской государственной консерватории имени Николая Андреевича Римского-Корсакова)

Вопрос:

21.10.2015
Мира

Здравствуйте, батюшка! 7 лет назад, после жизненных потрясений, я начала ходить в храм. Поначалу думала, пройдёт какое-то время, и я воцерковлюсь, буду знать церковные службы, участвовать в церковной жизни. Сейчас я, конечно, имею больше информации, чем 7 лет назад, но мои 7-летние результаты не такие, как я ожидала:

1. Не могу жить без молитвы.

2. Перестала причащаться, исповедаться, не участвую в приходской жизни и считаю это невозможным для себя.

3. Считаю себя православной, т. к. главное, чем ты себя сам ощущаешь, чем то, как о тебе думают окружающие, ведь сам ты перед Богом.

Прочитала, и даже порадовалась — за 7 лет из невнятного киселя в голове слепилось что-то конкретное, значит унывать не стоит, Бог не оставит меня. Но я хотела спросить Вас, что такое духовная жизнь, т. к. это понятие объёмное, оно многое могло бы объяснить, например, почему многие люди после многих лет жизни в церкви теряют веру, выгорают. Духовная жизнь, вроде как, дорóга? Но она, видимо, может завести и в тупик?

Я буду благодарна, если Вы объясните это, и попытаюсь понять (но это мне даётся с трудом, т. к. я всё понимаю по-своему).

Ответ:

Здравствуйте, Мира.

Не могу сказать, что порадовался вместе с Вами, прочтя Ваше письмо. Боюсь, Ваш „кисель“ продолжает оставаться невнятным. Вот вчитайтесь в собственный текст: „Мои 7-летние результаты не такие, как я ожидала: не могу жить без молитвы“. — Стало быть, семь лет назад Вы ожидали (то есть, надеялись), что уж точно сможете жить без молитвы?.. Странное чаяние, особенно в сочетании с намерением воцерковиться и освоить богослужение. Впрочем, если даже такая „конкретика“ спасает Вас от уныния, то это очень хорошо. Советую Вам почаще записывать Ваши размышления о себе, а ещё лучше — вести дневник. Практика показала, что сам процесс письменного изложения собственных мыслей (авторучкой или карандашом на бумаге, а не на клавиатуре) приводит их в порядок и существенно помогает разбираться в своих текущих состояниях, познавая себя.

Духовная жизнь — это жизнь человеческого духа, одной из трёх фундаментальных составляющих существа человека: духа, души и тела (подробнее о трисоставности человеческой природы см.: святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). «Дух, душа и тело». Но не стоит торопиться ставить знак равенства между понятиями духовная жизнь и жизнь в Боге или жизнь в православно-христианской вере. Ближе всего к интересующему Вас понятию находится оборот религиозная жизнь в самом широком его значении, а именно — почитание кого-либо или чего-либо.

И вот здесь возможны самые разнообразные варианты. Ведь разные люди служат и поклоняются разным божествам, идолам, кумирам: христиане — Триединому Богу, магометане — Аллаху, иудеи — Иегове, буддисты — Будде, кришнаиты — Кришне, тотемисты — своим тотемам, шаманисты — миру духов, сатанисты — сатане… А иные служат (а некоторые даже и поклоняются) ментальным идолам: науке, искусству, прогрессу, красоте; или вообще какой-нибудь идее, высокой цели, светлому будущему, природе-матери, своему народу или своей партии, всему человечеству… Также есть фанатично преданные и верные до смерти служители человеку: царю-батюшке, князю-боярину, дорогому вождю, целителю-экстрасенсу, учителю-пророку, горячо любимому певцу (или ансамблю), обожаемой актрисе… Некоторые всерьёз боготворят собственных родителей, жён, мужей, сыновей или внуков, а подчас — даже своих домашних животных. Ну и наконец — и эта форма поклонения встречается очень часто, сочетаясь с некоторыми из предыдущих, — почитание себя самого: любимого, единственного, драгоценного.

Такого рода формы взаимоотношения человека с предметом служения (степень преданности предмету при этом может быть очень различной — от разумной заинтересованности до безумной одержимости) относятся к области человеческого духа, а значит, составляют духовную жизнь человека.

Но Вы правы, Мира, иные духовные дороги и впрямь заводят в тупик.

Полагаю, что и Вы в настоящий момент если и не оказались в тупике, то явно заблудились. Почему я так решил? Сейчас поясню.

И начну я с главного. Вы пишете, что перестали приступать к церковным Таинствам (не исповедуетесь и не причащаетесь), но при этом считаете себя православной на том основании, что „главное, чем ты себя сам ощущаешь, чем то, как о тебе думают окружающие, ведь сам ты перед Богом“.

Видите ли, Мира, Ваш последний аргумент безусловно верен, но лишь в известных пределах (как и всякий другой человеческий аргумент). Предположим, что Вы стали ощущать себя… ну, скажем, оперной певицей. Вы пытаетесь интонировать известные арии, и Вам кажется, что голос Ваш звучит божественно прекрасно. А вот окружающие почему-то морщатся, отворачиваются, торопятся поскорее отойти подальше. — Странные люди! Они просто не понимают, что для Вас главное не их мнение, а то, чем Вы сами себя ощущаете перед Богом!

Очень вероятно, что и эта невозможность Вашего участия в приходской жизни вызвана несовпадением Вашей самооценки с мнением прихожан о Вас. Так что же в результате у Вас получилось? А получилось вот что: своим неучастием в жизни Церкви — в Её Таинствах и в Её сообществе (приходе) — Вы отлучили себя от Церкви. А ведь ещё в ІІІ веке святитель Киприан Карфагенский ясно и просто сказал: Кому Церковь не мать — тому Бог не отец. И вот, оставаясь перед Богом (как Вы пишете), Вы оказываетесь отнюдь не с Богом, потому что Вы ушли из Его Дома — Церкви.

„Я буду благодарна, если Вы объясните это, и попытаюсь понять (но это мне даётся с трудом, т. к. я всё понимаю по-своему)“.

Что ж, Мира, я попытался объяснить Вам, но совсем не уверен, что Вы поняли меня. Скорее, и на этот раз всё поняли по-своему.

Очень хочется мне вместе с Вами верить, что Бог и в самом деле не оставит Вас, как Вы написали. Но ещё больше мне хочется, чтобы Вы Его не оставляли и вернулись в Дом Отца.

А подробнее и гораздо лучше меня о духовной жизни во Христе Вам расскажет книга святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться».

Да просветит Вас Христос светом Истины!