Logo  

© 2008—2017 «Nativitas.RU»

12plus

Патриархия.RU

Санкт-Петербургский церковный вестник

Радио Санкт-Петербургской митрополии «Град петров»

DoxoLogia—СлавоСловиЕ

Лига ВРЕМЯ

Храм Рождества Пресвятой Богородицы(при Санктпетербургской государственной консерватории
имени Николая Андреевича Римского-Корсакова)

прот. Виталий Головатенко

Извещение о знамени киевском

КакоИЕВСКОЕ ЗНАМЯ или российская квадратная нота (nota quadrata rossica) есть наиболее ранний (начало XVII в.) отечественный вариант разновидности нотации, именуемой мензуральной — то есть, соответствующей мерной или размеренной музыке Западной Европы XIII–XVII вв. (musica mensurata). Эта размеренность состоит в том, что продолжительность каждого из звуков такой музыки не произвольна, но определена известной мерой (мензурой) общего течения музыкального времени того или иного произведения, или его метром.

Верховным принципом этой мерности стал принцип кратности объединения мелких метрических длительностей в крупные. Так например, шагать по лестнице можно дробным шагом, ступая на каждую из её ступеней; но можно идти также переступая через одну, а то и через две ступени. Во всех трёх случаях нам придётся преодолевать одно и то же количество ступеней, но в первом случае наш шаг будет кратен одной ступени, во втором — двум, а в третьем — трём.

О НОТНЫХ ЗНАКАХ — — И ИХ ДЛИТЕЛЬНОСТЯХ

ЗНАКИ КИЕВСКОЙ НОТАЦИИ соответствуют принципу чётной кратности объединения более мелких длительностей звучания в более крупные (или, если угодно, деления крупных на мелкие) — по две мерных доли в каждой следующей метрической разновидности{-По метрическим нормам западно-европейской теории музыки XIII–XV вв. мензуральность (размеренность длительностей) такого рода может быть отнесена к типу tempus imperfectum (двухдольное деление целой длительности), prolatio minor (двухдольное деление половинной длительности).-}:

система нотных знаков киевского знамени

Самой крупной (или целой) длительности соответствует знак, именуемый (вариант: ) [  ]. Этот термин происходит от латинского слова tactus — ‘касание’ или ‘удар’, с помощью которых извлекают звук при игре на музыкальных инструментах.

Вдвое меньшей (или половинной от целой) длительности соответствует нота под названием (вариант: ) [  ]. Таким образом, такта вмещает две полутакты.

В свою очередь, в каждой полутакте содержится по две четверти от целой такты, и эта четвертная доля так и называется — (варианты: , ) [  ].

Наконец, чвартка также состоит из двух длительностей, каждая из которых составляет уже восьмую часть продолжительности звучания такты. Вероятно, по своему характерному начертанию эта нота получила наименование (вариант: ) [  ]. Её второе имя — , старый вариант начертания —  . В некоторых источниках приводится знак для ещё меньшей длительности — двойной полчвартки ].

Обозначения пауз в киевском знамени отсутствуют.

ВСЕ ЭТИ ЗНАКИ располагаются на пяти линиях нотоносца в зависимости от высоты обозначаемых ими звуков. При этом нотный штиль чвартки чаще изменяет своё направление, если его нотная головка находится ниже третьей линии нотоносца:

направление штилей чварток

Когда же положение штилей чварток не меняется, то начиная со второй линии и ниже, они пишутся с горизонтальными штрихами на штилях. Такие же штрихи пересекают штили полутакт, находящихся на первой линии и под ней:

добавочные к чварткам и полутактам

Ломаные, расположенные ниже третьей линии, могут либо радикально изменять свой облик [  ],

ломаные вниз и вверх штилями

либо оставаться неизменными, но тогда их штили также отмечаются штрихами:

ломаные вниз штилями

Положение ломаной на нотоносце определяется по её верхней головке. Так, последняя нота на предыдущем рисунке находится между 4-й и 5-й линиями.

Ломаные, распевающие один грамматический слог, изображаются в виде чварток, объединённых одним ребром, и именуются (вариант — ):

вязаные

Головки нот, которые выходят за пределы пяти линий нотоносца, снабжаются добавочными или приписными линиями — :

чертицы

О ЦЕРКОВНОМ ЗВУКОРЯДЕ

ОДНОГОЛОСНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ киевского знамени обычно записываются в ключе «до», который располагается на третьей линии нотоносца и именуется цефаутным ]. В этом наименовании переплелись названия двух нот: собственно до с его латинским обозначением С («це») и старым, латинским же, его именем Ut (), между которыми вклинилась ещё нота фа (): «це–фа–ут–ный». Фа здесь оказалась потому, что в церковном звукоряде, образуемом последовательностью соединённых тетрахордов (четырёхступенных звукорядов), ноты до (ут) и фа являются однофункциональными, начиная одинаковые — в плане чередования тонов и полутонов — тетрахорды (тон–тон–полутон):

средний и верхний тетрахорды

К последней ноте верхнего тетрахорда всегда приписывается знак понижения обозначаемого ею звука на половину тона — или  ]. С этим связано второе название этой ноты — {-Не смешивать с одноимённым названием верхнего звука простого согласия в знаменном звукоряде!-}. Для обозначения повышения звука на полтона к соответствующим нотам приписывается другой знак — (также ) [  ].

Полный церковный звукоряд представляет собой систему трёх соединённых тетрахордов — нижнего, среднего и верхнего:

нижний, средний и верхний тетрахорды

Но если эту же систему рассмотреть как четыре двухтоновых трихорда (трёхступенных звукорядов), соединённых полутонами, мы увидим звукоряд лествицы (также горки певческой или горовосходного холма) знаменного распева, который и послужил основой для церковного звукоряда в системе киевского знамени:

согласия и трихорды

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗНАКАХ И ОБЩИХ НОРМАХ НОТОГРАФИИ

ЦЕФАУТНЫЙ КЛЮЧ ставится в начале каждой новой строке нотоносца. Для обозначения начала песнопения все пять линий нотоносца перед ключом замыкаются вертикальной чертой:  . Так же обычно отделяют друг от друга поэтико-мелодические строки и их обороты внутри песнопения —  . Конец песнопения (а также окончание стиха, за которым следует повторяющийся припев) обозначают S-образным знаком:  . Он ставится непосредственно за последней нотой песнопения, которая в связи со своей значительной продолжительностью имеет особое начертание —  . Подобная нота, обозначающая самую протяжённую длительность, иногда встречается и в середине песнопений, но уже в другом виде [  ]. Тогда она считается равной двум тактам и называется соответственно: .

Таким образом, отдельное песнопение, записанное киевским знаменем, приобретает следующий вид:

гимн „Кресту Твоему покланяемся, Владыко…“ киевского распева

В НОТНОЙ СТРОКЕ киевские знамёна-ноты{-Славянское означает ‘знак’, а в музыкальном контексте — ‘певческий знак’ или ‘нота’. Последнее слово есть русская транслитерация латинского nota — ‘знак’, ‘помета’.-} объединяются в тесные группы в строгом соответствии со слогами поэтического текста песнопения. (При этом принятый в системе современной нотографии ранжир, соответствующий нотным длительностям, не соблюдается.) Подчёркивая главенство слова в богослужебном пении, такая группировка помогает яснее увидеть и передать главное — распеваемый молитвенный текст, особенно когда внутрислоговые распевы некоторых песнопений отличаются своей продолжительностью, как например, в причастных стихах (кинóниках):

причастный стих „Радуйтеся, праведнии…“ знаменного распева

В нотных текстах киевского знамени часто встречается особый знак — (псевдобревис{-Ср. с бревисом (двойной целой) западно-европейским: .-}). Он означает повторение предшествуемой ему ноты на той же высоте и такими же длительностями — в соответствии с количеством слогов текста, написанного под ним. Регенты называют такой способ исполнения читкóм{-Читóк (от «читать») есть нечто вроде хорового речитатива.-}:

гимн „Буди имя Господне благословено…“ знаменного распева

О РИТМИКЕ ПЕСНОПЕНИЙ, ИЗЛОЖЕННЫХ КИЕВСКИМ ЗНАМЕНЕМ

РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК распева в нотописании киевского знамени отображается как чередованием нот, обозначающих разную длительность звука, так и с помощью знака, называемого {-От латинского punctum — ‘точка’.-} или  ]. Пунктик ставится справа от ноты, длительность звучания которой от этого увеличивается ровно наполовину:

пунктированные ноты

В большинстве случаев вторую половину добавленной длительности содержит нота, непосредственно следующая за нотой с точкой. Вместе они образуют ритмически замкнутые группы:

     и т. п.

Но они отнюдь не тождественны схожим — на поверхностный взгляд — построениям типа   . Так, в примере

„Господи, помилуй“

группы, соответствующие слогам и , ритмически подобны, но исполняются различно. В слоге его вторая нота ми (чвартка) не сливается с первой ми (тактой), но поётся особо, с лёгким ударением, связываясь с последней чварткой ре.

Таким образом, важно учитывать, что:

„Господи, помилуй“

Вообще же ритмика древних распевов далеко не всегда легко укладывается в привычное современному слуху ровно-размеренное чередование сильных и слабых долей музыкального времени. Именно поэтому в своё время она получила характеристику несимметричной и неквадратной ритмики. Особенно это касается ритма песнопений знаменного распева, которые требуют особого внимания и исполнительской сноровки.

О МЕТРЕ И ТЕМПЕ ПЕСНОПЕНИЙ КИЕВСКОГО ЗНАМЕНИ

НЕСМОТРЯ НА ТО, что киевская нотация была создана на основе принципа точной размеренности продолжительности музыкального звука (мензуральности), длительности её нотных знаков далеко не всегда безусловно соотносятся друг с другом в строгой пропорциональности.

Так, длительности первых знаков песнопения при его исполнении часто бывают отмечены некоторым произвольным увеличением. То же относится и к окончаниям поэтико-мелодических строк песнопения, и в высшей степени — к последним его звукам.

К тому же и мелодике того или иного распева, и интонации отдельного его песнопения всегда присуща собственная музыкальная метрика. Её характер и особенности проявляются как в темпе исполнения песнопения, так и во внутреннем соотношении его метрических длительностей. В частности, мелодиям знаменного распева в целом свойственна более строгая и пропорционально выдержанная метрика, чем речитативно-«читковым» напевам позднейшего времени, XVIII–ΧΙΧ вв.

гимн „Воскресение Христово видевше…“ знаменного и киевского распевов

Например, длительность полутакты Воскресной песни по Евангелии („Воскресение Христово видевше…“) знаменного распева будет в целом продолжительнее полутакты того же песнопения сокращённого киевского распева. Также и метрическое соотношение полутакты с чварткой в первом примере окажется гораздо строже и точнее, чем во втором. Да и темп исполнения первого песнопения будет безусловно сдержаннее, чем темп второго, так как пение читком невольно провоцирует ускоренное произнесение текста.

Вообще же для определения характера темпа исполнения богослужебных песнопений за примарную метрическую, то есть счётную единицу течения музыкального времени (chronos prōtos) обычно принимается ровный метр уверенной поступи бодрого, но неспешного шага или частота спокойного сердечного пульса человека. При тактировании песнопений, изложенных киевским знаменем, таковой мерной единицей для отбивания метра чаще служит длительность полутакты. Таким образом, в качестве среднего может быть рекомендован темп, при котором частота чередования ряда полутакт равна 72–76 ударам в минуту ( = 72–76 M.M.).

виньетка

к началу раздела

Feedback