радостная весть

На закате пятницы 7 апреля 30 года сняв с Креста и наспех похоронив мёртвое Тело своего любимого Друга и Учителя в погребальной пещере близ Голгофы, Иосиф и Никодим, а вместе с ними и все другие верные ученики и последователи Христа, предались безысходной скорби. Всё было кончено. Для них смерть их Божественного Учителя ставила точку в Его жизни и Его деле, а значит и в их будущем. Оставались Его слова, Его заповеди, Его примеры и поучения, но не было главного — Его личного, живого присутствия: Его кроткого и внимательного взгляда, Его спокойного и уверенного голоса, тепла Его руки… Всё было кончено раз и навсегда. Им остались только воспоминания.

В смертной тоске и страхе перед предстоящими неизбежными гонениями провели они следующий праздничный субботний день — день великого покоя.

И только из-за того, что в спешке скорого погребения тело Иисуса не было достойным образом приготовлено к вечному упокоению, в предрассветных сумерках зари следующего за субботой дня к могильной пещере голгофского сада поспешили несколько женщин в траурных одеждах. Это были ученицы Христа, неотлучно сопровождавшие Его в последние дни земной жизни. Они несли воду, чистые полотенца и погребальные благовония, чтобы до конца исполнить свой последний печальный долг…

Но чтó это?

Воскресение Христово. Икона конца XV–начала XVI вв.

Огромный валун, закрывавший вход в гробницу, лежит далеко от входа в неё. Никакой охраны поблизости нет. А сама гробница ПУСТА…

Первая мысль: это недруги Иисуса тайно похитили Его тело и перезахоронили в неизвестном месте, чтобы в народе не возникло никакой смуты. Женщины немедленно побежали сообщить об этом другим ученикам. И только одна из них — Мария Магдалина — осталась плакать у пустой гробницы. Ей уже было всё равно: пусть схватят, пусть хоть убьют…

И вдруг, сквозь потоки слёз, в тёмном пространстве пещеры она увидела две белые фигуры у плоского камня, на который было положено тело Христа позавчера вечером.

— Женщина, о чём ты плачешь? — услышала она странный голос.

— Взяли тело Господина моего, и я не знаю, куда положили его… — с рыданиями ответила она, а потом зачем-то обернулась…

Позади неё стоял ещё кто-то.

— Женщина, о чём ты плачешь? Кого ищешь здесь? — прозвучал вопрос, словно близкое эхо голоса из пещеры.

— Господин, если это ты унёс тело Учителя, скажи, где оно? Я возьму его, — попросила она, по иудейскому обычаю не глядя в лицо незнакомцу.

— Мария!

— Учитель?!.

Женщина — наша праматерь Ева — нарушила заповедь своего Создателя, вкусив запретный плод и тем самым отлучив всё человечество от благодати богообщения и подвергнув всех своих потомков неизбежности смерти и ада. Женщина — Дева Мария из Назарета — родила Сына Божьего, Спасителя человечества от зла, победителя смерти и разрушителя ада. Женщина — бывшая распутница Мария Магдалина — первой увидела воскресшего Христа и стала первой благовестницей реальности Его воскресения.

* * *

Факт воскресения Иисуса из Назарета нельзя научно проверить, а значит, невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Реальность этого величайшего события является предметом веры, а не знания. И в этом заключается замечательный промысел Божий! Ведь знание порабощает свободный дух человека, потому что заставляет считаться с тем, что безусловно очевидно или вполне доказано: от научного факта никуда не денешься, и отрицать его бессмысленно. А вот предмет веры можно либо свободно принять на веру (верю, что нечто существует), либо свободно, и с верой же, отвергнуть (верю, что его нет).

Но для того, чтобы во что-нибудь поверить, нужно сначала расстаться со своими привычными предрассудками относительно этого «что-нибудь». А ещё — не пытаться подменить веру знанием (см. беседу Христа с Никодимом: Иоанна 3: 1‑21). Вот почему дети верят быстрее и легче, чем взрослые: они духовно свободнее. И вот почему Иисус неоднократно говорил о том, что для порабощённых собственными предубеждениями людей бессмысленны и бесполезны любые свидетельства, любые доказательства. Такие не поверят, даже если мёртвый воскреснет: они верят только в то, во что им позволяют верить их предрассудки, пред‑рассуждения (Луки 16: 31; Иоанна 12: 9–11).

Симон-Пётр ступал по водной поверхности лишь до того момента, пока по слову Учителя продолжал верить, что может ходить по воде. А как только перестал верить — усомнился в реальности происходящего, — тут же пошёл ко дну (Матфея 14: 28-31). Между тем именно вера в Христа Воскресшего является краеугольным камнем всего христианского мировоззрения. Апостол Павел прямо заявляет: если Христос не воскрес, значит вера наша бессмысленна и бесполезна (1 Послание к Коринфянам 15: 14, 17).

И вот, по заповеди своего божественного Учителя „Идите, научите все народы“ (Матфея 28: 19), Его ученики и посланники (по-гречески — апостолы) отправились на вселенскую проповедь Евангелия, сделавшись евангелистами (а по-русски — благовестниками) радостного известия для всего мiра. И главным содержанием этой проповеди стала благая весть о спасении всего человечества Иисусом Христом — Сыном Человеческим (то есть, одним из нас) и Сыном Божиим (то есть, Самим Богом) — от силы зла, от рабства у греха и неизбежности вечной погибели. А главным удостоверением и свидетельством о реальности этого спасения стала самая радостная на свете весть и самое короткое Евангелие, состоящее всего из двух слов:

В

О

ХРИСТОС

К

Р

Е

С