Logo  

© 2008—2017 «Nativitas.RU»

12plus

Патриархия.RU

Санкт-Петербургский церковный вестник

Радио Санкт-Петербургской митрополии «Град петров»

DoxoLogia—СлавоСловиЕ

Лига ВРЕМЯ

Храм Рождества Пресвятой Богородицы(при Санктпетербургской государственной консерватории
имени Николая Андреевича Римского-Корсакова)

БОГОГЛАСНЫЙ ПЕСНОПЕВЕЦ

СЛОВО О ПРЕПОДОБНОМ РОМАНЕ СЛАДКОПЕВЦЕ

Жизнь и творчество преподобного Романа — один из самых ярких примеров того, как Бог отвечает на искреннюю и чистую любовь человека к Нему, безмерно щедро подавая благодать Духа верным детям Своим (Ин 3: 34).

Будущий величайший певец Церкви Христовой родился во второй половине 5 в. в Западной Сирии, в городе Эмессе (в библейские времена — Кадеш, ныне — Хомс), в иудео-христианской семье. Он получил достойное воспитание и хорошее образование, но ни природной одарённостью, ни талантами от Бога не выделялся. Напротив, был молчалив и замкнут, вызывая беспокойство родителей и насмешки сверстников. Сегодня такого назвали бы «проблемным ребёнком». Но, по слову апостола Павла, в нашем мире Бог избирает глупых, чтобы посрамить высокоумных, и слабых, чтобы опозорить сильных (1 Кор 1: 27).

Уже в отрочестве Роман всем сердцем полюбил Христа и вознамерился всей своей жизнью послужить Ему. Своё церковное поприще он начал в сане диакона в храме Воскресения Христова ливанского города Берита (ныне Бейрут), затем (в конце 5–начале 6 вв.) перебрался в Константинополь, где некоторое время подвизался в церкви Пресвятой Богородицы, воздвигнутой префектом Киром-Константином. Усердие и благочестие Романа в сочетании с его простотой и добротой обратили на себя внимание, и он был переведён в штат главного храма Византийской империи — собора святой Софии, Премудрости Божией. Служение в этом величественном и дивном храме было не только сверхпочётным, но и особо ответственным. Здесь не прощались промахи и неудачи, и смиренно-кроткий Роман горячо молился своей Покровительнице — Божией Матери — о помощи на новом месте служения. Ещё бы! Ведь от природы он был, увы, лишён и голоса, и слуха. И конечно, столичные собратья-клирики не упускали случая посмеяться над неудачником-провинциалом. Но однажды они зашли, пожалуй, слишком далеко.

Как-то за богослужением в канун Рождества Христова, в присутствии патриарха и императора, они буквально вытолкнули беднягу на середину храма в момент, когда по традиции полагалось исполнять сольное песнопение… Эти минуты публичного унижения накануне величайшего праздника стали самыми страшными в его жизни. Но Роман не смалодушничал: чашу своего позора он испил до дна. Ни в склад, ни в лад, но зато во весь голос, он прокричал что-то с амвона, сгорая от стыда за свою бездарность. Злая шутка коллег удалась вполне!

В отчаянии и слезах Роман убежал за город, в свой любимый храм Богородицы Влахернитиссы. Там он упал перед Её чудотворной иконой, прося прощения за срыв праздничного богослужения и умоляя избавить его, недостойного, от невыносимого бремени обязанностей клирика. Устав от молитв и рыданий, он забылся сном. И вот…

И вот во сне к нему пришла Сама Пречистая. Улыбнувшись, Она протянула ему пергаменный свиток и тихо сказала: „Не бойся! Возьми эту хартию и съешь её“. В священном трепете он повиновался, проглотив таинственный свиток…

Чудо о Романе Сладкопевце. Из рукописи X в.

Чудо о Романе Сладкопевце.
Миниатюра мастера Мины из Минология Василия II. Константинополь. Рубеж X–XI вв.
(библиотека Ватикана, рукопись Gr. 1613, лист 78)

Ранним утром Роман проснулся уже другим человеком. Горячо возблагодарив Бога и Его Матерь, он, подчиняясь некоему новому вдохновению, вернулся в храм святой Софии и попросил разрешения спеть после чтения праздничного Евангелия. Товарищи, помня его вчерашний провал, обрадовались („Ну, теперь-то уж этого жалкого бездаря точно прогонят!“) и «великодушно» согласились.

Вот закончилось торжественное, распевное чтение Святого Евангелия о рождестве Спасителя… Вот на диаконский амвон поднимается вчерашний неудачник — император с патриархом недоуменно переглядываются… Вот Роман поднимает руку и начинает петь…

Но что это? И кто это? — Дивной красоты голос громко и уверенно интонирует начальный мелодический оборот, настраиваясь на технически сложный праздничный лад…

А вот полились стихи, да какие стихи! — Новая, неведомая дотоле форма, новый акцентный ритм… Новые, ласкающие слух, созвучные окончания парных строк (потом их назовут рифмами)… И какой глубокий смысл, какие яркие поэтические образы, какие изысканные риторические обороты!..

Дева — Всевышнего ныне рождает,
Богу — пещерку земля предлагает.
Ангелы с пастырьми славу поют,
Вслед за Звездой звездочёты идут.
Ведь ради нас родился, наконец,
Юный младенец — предвечный Творец!

И так — ещё целых 24 строфы великолепной поэзии в обрамлении свежей и яркой мелодии, озвученной сильным, красивым голосом!

Обескураженным коллегам ничего не оставалось делать, как, по тогдашнему обычаю, к каждой строфе вместе с солистом припевать рефрен «Юный младенец — предвечный Творец».

Окончив петь, Роман поклонился патриарху, затем императору, и сошёл с амвона. Он был так взволнован и счастлив, что захотел снова убежать во Влахерны и бесконечно благодарить Пречистую за своё новое рождение. Но ему не дали уйти. Сам патриарх поднялся со своей кафедры, подошёл к Роману и поцеловал его. Это было неслыханной милостью! Вчерашние насмешники, коллеги по цеху, пребывали в глубоком шоке…

Одно из древнейших церковных преданий свидетельствует, что именно после этого чуда Роман принял решение о монашеском постриге.

Впоследствии он сочинил ещё около тысячи таких многострофных поэм (гораздо позже их почему-то будут именовать кондаками) в честь церковных праздников и многих святых. Вот уж поистине — без меры щедр Отец Небесный!

Своё земное существование преподобный Роман окончил около 560 г. в монастыре Авасса, располагавшемся недалеко от Константинополя. Вселенской Церковью он был причислен к лику святых. Его память традиционно празднуется 1/14 октября, в день Покрова Божией Матери, его небесной заступницы.

преп. Роман Сладкопевец. Икона ХХ в.

икона преподобного Романа Сладкопевца
из храма Рождества Пресвятой Богородицы (при Санктпетербургской консерватории);
писана И. Горбуновой (Санктпетербург) и И. Кабановой (г. Кондопога, респ. Карелия)

Уже при жизни его называли мелóдом (по-гречески Ῥωμανὸς ὁ Μελῳδός). Это слово буквально означает «песнопéвец» (τὸ μέλος — «песня, напев, мелодия»; ὁ ᾠδός — «певец»), то есть — «автор-исполнитель». В народной отечественной традиции таких мастеров называли «пéснивец», «песенник» или «песельник», что вполне сопоставимо с известным кельтским словом «bard» (поэт-музыкант, исполнитель собственных гимнов). В древнерусской книжности эпитет μελ‑ῳδός был переложен по-своему: «сладкопевец». Вероятно, переводчик, вдохновлённый житием Романа и его поэмами, решил, что первый корень этого сложного слова происходит от τὸ μέλι (мёд).

кондак преподобному Роману, глас 8:

Божественными добродетельми духа/
измлáда украсився, Романе премудре,/
Церкви Христове пречестнóе украшение был еси:/
пением бо прекрасным украсив Ю, блаженне./
Тем молим тя: подаждь желающим
божественнаго дарования твоего,
яко да вопием ти://
радуйся, отче преблаженне, красотó церковная.

Премудрый Роман! Ты, смолоду украсив себя
божественными духовными добродетелями,
стал драгоценнейшим украшением Христовой
Церкви, украсив Её прекрасными песнопениями.
Поэтому просим тебя: ниспошли твой
божественный дар желающим [воспевать Бога],
чтобы мы взывали к тебе:
„Радуйся, блаженнейший отец, красота Церкви!“

Из текста этого кондака ясно, почему вместе с преп. Иоанном Дамаскиным преп. Роман Сладкопевец издавна почитается покровителем гимнóграфов — церковных песнописцев (поэтов-композиторов), а также особо — церковных певцов.

Преподобне отче Романе, моли Бога о нас!

прот. В. Головатенко.