Святая Четыредесятница
Logo  

© 2008—2017 «Nativitas.RU»

12plus

Патриархия.RU

Санкт-Петербургский церковный вестник

Радио Санкт-Петербургской митрополии «Град петров»

DoxoLogia—СлавоСловиЕ

Лига ВРЕМЯ

Храм Рождества Пресвятой Богородицы(при Санктпетербургской государственной консерватории
имени Николая Андреевича Римского-Корсакова)

История храма

Домовая церковь при консерватории Императорского русского музыкального общества была создана в 1891–1896 годах при перестройке здания бывшего Большого театра для открытой в 1862 году консерватории. Работы по перестройке велись под руководством архитектора Владимира Владимировича Николя́, которым и был спроектирован двухсветный храм на 250–300 человек на третьем и четвёртом этажах северного фасада, над главным входом. Интерьер храма был оформлен в средневековом русско-византийском стиле. Стенные росписи (фриз с фигурами святых) были выполнены художниками Василием Васильевичем Беляевым и Андреем Петровичем Рябушкиным, иконы в двухъярусном иконостасе из морёного дуба также были написаны А. П. Рябушкиным. Главным жертвователем средств на благоустроение храма был действительный статский советник Семён Семёнович Викулин.

18 октября 1896 года, по благословению правящего архиерея, митрополита Санктпетербургского и Ладожского Палладия (Раева-Писарева), архимандрит Павел (Лебедев), тогдашний ректор Санктпетербургской духовной семинарии, — соборно с настоятелем Свято-Пантелеимоновской церкви протоиереем Василием Ивановичем Перетерским, законоучителем консерватории протоиереем Николаем Григорьевичем Смирягиным, протоиереем Никольского Морского собора Сергеем Александровичем Соллертинским и протодиаконом Исаакиевского кафедрального собора Василием Николаевичем Малининым (знаменитым тогда обладателем феноменального баса) — освятил новый храм в присутствии дирекции Императорского русского музыкального общества, профессорско-преподавательской корпорации консерватории, а также петербургского губернатора графа С. А. Толя, петербургского градоначальника Н. В. Клейтона, товарища обер-прокурора св. Синода В. К. Саблера и других высокопоставленных лиц и почётных гостей. Главный и единственный престол храма был освящён в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы1, после чего в новоосвящённом храме была совершена его первая Божественная Литургия. За богослужением пел хор певчих Сергиевского всей артиллерии собора (преподобного Сергия Радонежского, что на Литейном просп., 6) под управлением регента г-на Полякова.

Святой праведный Иоанн Кронштадский (фотоснимок)

Среди жертвователей, дарителей и благоукрасителей консерваторского храма были известнейшие представители церкви, науки и искусства, достойнейшие люди России. Так, в 1900 году братья Чайковские заказали образ св. апостола Петра — вклад на вечное поминовение великого композитора, выпускника консерватории; а в следующем году протоиерей Иоанн Кронштадский подарил серебряные сосуды для совершения Божественной Литургии. (Эти и некоторые другие реликвии храма в настоящее время находятся в Николо-Богоявленском Морском соборе.)

Богослужения совершались в дни всех великих праздников, а также по особо торжественным случаям — в начале и окончании учебного года и т. п. Клиросный хор состоял в основном из студентов консерватории. Ежегодно служилось несколько панихид: 2 февраля (в праздник Сретения Господня) — по всем русским композиторам, 8 сентября (в храмовый праздник Рождества Пресвятой Богородицы) — по учредителям, преподавателям и деятелям консерватории и Русского музыкального общества, 20 октября — по императору Александру III, Высочайшему покровителю консерватории, 25 октября — по П. И. Чайковскому, первому выпускнику консерватории, 8 ноября — по А. Г. Рубинштейну, основателю консерватории (все даты даны по старому стилю). В конце июня 1908 года в храме отпевали профессора консерватории и великого русского композитора Н. А. Римского–Корсакова.

25 февраля 1922 года при настоятеле священнике Анатолии Михайловиче Толстопятове — будущем архиепископе Молотовском (Пермском) и Соликамском Александре — и церковном старосте, профессоре консерватории, композиторе Сергее Михайловиче Ляпунове вместе с акцией по изъятию церковных ценностей храм был закрыт и позднее не открывался, несмотря на многочисленные просьбы преподавателей и студентов. В августе 1923 года иконостас и оставшаяся церковная утварь были перенесены в Николо–Богоявленский собор, а в самом храме был устроен концертный зал.

В 1930–х годах в помещении бывшего храма были возведены перегородки и перекрытия для устройства читального зала с книгохранилищем на третьем и учебных классов на четвёртом этажах здания.

В 1992 году в плане ремонтно–реставрационных работ была предусмотрена реконструкция храма, но она осталась нереализованной.

В 1995 году по инициативе работника хозяйственной части консерватории Бориса Дмитриева (в 1996–2011 гг. — староста храма) началась деятельность по воссозданию храма и возобновлению богослужения в нём. Весной 1996 года, накануне 100–летия со дня освящения новосозданного храма и всего здания консерватории, было составлено соответствующее обращение к ректору, профессору В. А. Чернушенко, подписанное многими студентами, преподавателями и сотрудниками консерватории. Ректор поддержал эту инициативу, и после её обсуждения на Учёном совете, 12 мая 1996 года обратился к правящему архиерею, Митрополиту Санкт–Петербургскому и Ладожскому Владимиру за благословением. В своей резолюции Его Высокопреосвященство благословил возрождение храма и восстановление богослужения в нём, а указом от 31 мая того же года назначил священника, тогда студента и преподавателя консерватории, Виталия Головатенко настоятелем храма.

Интерьер временной часовни храма Рождества Пресвятой Богородицы. Фотоснимок 1997 г.

Первый благодарственный молебен был отслужен во временной часовне, устроенной в бывшем служебном помещении храма — ризнице (третий этаж, класс 24а, позднее — 346) 12 июля 1996 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Первая Божественная Литургия была совершена за Пасхальным богослужением 26–27 апреля 1997 года в читальном зале — части бывшего храмового помещения. Переносной иконостас, семисвечник, Престол, Жертвенник, аналои, а также полное иерейское облачение и многие другие предметы храмовой утвари были изготовлены силами общинников.

С тех пор богослужение совершалось регулярно по расписанию: Божественная Литургия — по воскресным дням (два–три раза в месяц) в помещении читального зала на временном Престоле, для чего накануне, в субботу вечером, а также в воскресенье после богослужения членами общины производились необходимые монтажные и демонтажные работы. Праздничные молебны, панихиды, Таинства Покаяния, Крещения и требы совершались в часовне, которая одновременно являлась учебным классом созданной в 1993 году кафедры древнерусского певческого искусства.

Икона праздника Рождества Пресвятой Богородицы

В 1998 году известный современный иконописец архимандрит Зенон (Теодор) передал в дар общине храма написанную им в древневизантийском стиле икону Рождества Пресвятой Богородицы для будущего иконостаса.

В 1999 году в верхней фрамуге окна часовни был установлен изготовленный художницей Е. Вушановой витраж с изображением иконы Божией Матери “Знамение”.

В 2002–2005 годах некоторые воскресные и праздничные богослужения совершались в помещении домового англиканского храма, принадлежавшем английской общине Санктпетербурга (Английская набережная, 56), которое в 2001 году было передано Санктпетербургской консерватории.

После аварии в январе 2011 г. (множественные протечки из-за некачественного ремонта крыши здания) администрация запретила богослужение в читальном зале. Все обращения предоставить общине храма временное помещение для совершения Божественной Литургии (вплоть до возвращения исторического помещения) до сего дня остаются безрезультатными.

В 2015 г. начался капитальный ремонт здания консерватории, предполагающий также восстановление её храма. В течение всего периода ремонтно-восстановительных работ все богослужения совершаются в помещении домовой церкви во имя преп. Сергия Радонежского школы-интерната № 24.

ПРАЗДНИЧНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

Примечания:

1 Очевидно, в связи с датой официального открытия консерватории именно 8 (20) сентября 1862 г., то есть в день этого великого двунадесятого праздника.