Logo  

© 2008—2017 «Nativitas.RU»

12plus

Патриархия.RU

Санкт-Петербургский церковный вестник

Радио Санкт-Петербургской митрополии «Град петров»

DoxoLogia—СлавоСловиЕ

Лига ВРЕМЯ

Храм Рождества Пресвятой Богородицы(при Санктпетербургской государственной консерватории
имени Николая Андреевича Римского-Корсакова)

прот. Виталий Головатенко

Гимнология

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ И ОБЩИЕ ТЕРМИНЫ

Τοὺς σοὺς ὑμνολόγους Θεοτόκε,
ὡς ζῶσα καὶ ἄφθορος πηγή,
θίασον συγκροτήσαντας
πνευματικὸν στερέωσον…
Ἰωάννης ὁ Δαμασκηνός
Твоя песнословцы, Богородице —
живый и независтный Источниче, —
лик себе совокупльшия,
духовно утверди…
преп. Иоанн Дамаскин

церковные гимны

В течение двухтысячелетнего периода бытия Церкви Христовой её гимнóграфами (по-славянски — песнописцами) было создано великое множество песнопений. Одни из них прославляют Бога-Троицу, Богоматерь, лики ангелов Господних и соборы святых Его. Другие восхваляют великие и славные дела Божии по спасению человечества от силы зла. Третьи воспевают красоту и благолепие міроздания… Значительную часть церковных гимнов составляют также догматические (вероучительные), пророческие, мистико-созерцательные, аскетические (наставительные и тайноводственные), покаянные, просительные, благодарственные, а также заупокойные. При этом одни пронизаны светом радости и ликованием, другие пропитаны горечью скорби и плачем. Иные же, напротив, — эмоционально сдержанны и строги. Но практически все они завершаются выражением главного: нашей надежды на спасение в славословии бесконечного милосердия Отца небесного и Его Любви к нам, грешным.

напевы богослужебных песнопений

Далеко не все священные гимны, созданные на протяжении двухтысячелетней истории Церкви, прошли проверку временем. Многих из них либо вообще утрачены, либо сохраняются лишь в некоторых древних рукописях. Те же, которые с глубокой древности были удержаны богослужебной традицией, сегодня звучат уже совсем не так, как звучали когда-то. И если их слова на всём протяжении своего бытования по большей части оставались прежними, то вот их напевы из века в век постоянно изменялись, всякий раз безвозвратно обновляясь музыкальным колоритом, присущим эстетике той или иной национальной культуры в её текущей исторической эпохе, тому или иному художественному стилю или направлению в искусстве.

Историю бытия музыкальной стороны церковных песнопений отчасти можно уподобить жизни древней храмовой иконы. Постепенно и незаметно (но вполне необратимо) её красочный облик изменяет «пыль времён»: копоть свечей, прикосновения рук и губ молящихся, темнеющий защитный слой, рассыхающаяся древесная основа… Всё это искажает и в конечном итоге губит краски древнего образа. Раньше большинство таких икон не восстанавливали. В лучшем случае использовали их старые доски (если те хорошо сохранялись), на которых писали новые священные лики и сюжеты, но уже не по прежним, а по новым нормам иконописного искусства того времени.

И только с особо почитаемыми и чудотворными иконами обращались иначе: их поновляли. Но это поновление отнюдь не означало реставрацию в прежнем виде: этот прежний вид уже никто не помнил! В лучшем случае повреждённую поверхность таких икон закрывали металлическими окладами (обкладывали золотыми и серебряными чеканными листами их обветшавший темперный слой), а лики и руки писали заново, поверх древнего изображения. В результате обновлённая таким образом икона сохраняла своё историческое имя и традиционную принадлежность к определённому иконописному типу, но её облик и стиль письма уже не были прежними: теперь они так или иначе отражали художественные представления и эстетические нормы совсем другой эпохи{-В качестве примера представлю три фотоснимка известной иконы Святой Троицы преп. Андрея (Рублёва): 1) в годуновском окладе XVII в., 2) без оклада, в поновлении конца XIX в. и 3) после реставрации.-}.

Нечто сходное происходило (и продолжает происходить) и с напевами древних гимнов. И чем древнее поэтический текст того или иного песнопения, тем больше самых разнообразных музыкальных «облачений» (или музыкальных «окладов») он сменил за всю многовековую историю своего церковного бытия.

гимнология, гимнография и гимнографика

Исследованием предметов и явлений церковного пения, его общих и частных вопросов и проблем занимается специальная наука — гимнолóгия (от греческого ἡ ὑμνολογία, по-славянски — песнословие). Как и многие другие научные дисциплины, она бывает общей и частной. Так, изменения поэтического строя и музыкального содержания церковных песнопений исследует историческая гимнология. Теория богослужебного певческого искусства — невменные знаки, их начертание (семиография), музыкальное содержание и закономерности употребления (семиология), системы древних и новых нотаций — это область теоретической гимнологии. Особенности локальных (или поместных) церковно-певческих традиций на фоне общих закономерностей и тенденций развития генеральной традиции Вселенской Церкви составляют научное поле деятельности сравнительной гимнологии. Каноны, нормы, правила богослужебного пения, а также степень их соответствия общему регламенту богослужения (типиконам) и его частному порядку (чинопоследованиям) изучает практическая гимнология.

Учёный-исследователь в области гимнологии зовётся гимнóлогом.

Искусство сочинения церковных песнопений называется гимнографией (ἡ ὑμνογραφία, по-славянски — песнописание или песнотворчество). Мастер-создатель таких богослужебных гимнов соответственно именуется гимнóграфом{-Ср., напр.: историография (искусство повествования о прошлом) и историограф (автор исторического повествования, писатель-историк), тж. хронография (слав. лѣтописаніе) и хронограф (слав. лѣтописецъ).-} (ὁ ὑμνογράφος), по-славянски — песнописцем или песнотворцем.

Термин гимнография употребляется и в тех случаях, когда речь идёт об особенностях композиции, стиля или поэтики песнопений некоего исторического периода или отдельного мастера и его школы, а также об общих и частных правилах и нормах составления церковных гимнов. Например, оборот древнерусская гимнография означает не ‘собрание текстов церковных песнопений, созданных в Древней Руси’, а само ‘искусство древнерусского песнотворчества’{-Ср. с однофункциональными терминами: каллиграфия, лексикография, иконография, комедиография, etc.-}. Понятие гимнография также может означать ‘гимнографический канон’, как свод правил и норм сочинения церковных песнопений (например, «законы классической византийской гимнографии»).

Для обозначения же общей совокупности или некоторой части богослужебных песнопений, созданных в рамках той или иной поместной традиции, исторической эпохи или творческого наследия того или иного гимнографа используется термин гимнографика. Он уместен в таких выражениях, как: «гимнографика преп. Иоанна Дамаскина», «образцы поздневизантийской и поствизантийской гимнографики», «сокровища древнерусской гимнографики», «гимнографика Русской Церкви Нового и Новейшего времени» и т. п{-Ср. со сходными оборотами типа: греческая эпиграфика, лирика Пушкина, графика Микеланджело и т. п.-}.

Термином гимнографика — в самом широком его смысле — также обозначают всё, в целом и частности относящееся к гимнографии как к искусству сочинения богослужебных песнопений{-Ср. тж. терминологическую пару поэзияпоэтика.-}.

мелургия

В глубокой древности искусство гимнографии было синкретическим, то есть не подразделялось на собственно поэзию (искусство стихосложения) и мелургúю (искусство сочинения мелодий). Тогда гимнографы были одновременно и поэтами, и мелýргами (композиторами), а также исполнителями своих творений (как, к примеру, аэды в светском, мірском песнотворчестве). Так, известный византийский мастер церковного песнопения V–VI вв., автор нескольких десятков музыкальных поэм, впоследствии названных кондакáми, — преподобный Роман — был прозван Мелóдом (ὁ Μελῳδός), по-славянски — Сладкопевцем. Он был, что называется, автором-исполнителем, сочиняя слова и напевы своих произведений и воспевая их за богослужением в Великой Церкви — храме святой Софии в Константинополе.

Но, как было сказано выше, в отличие от поэтических текстов церковных гимнов (в значительной мере остававшихся неизменными), их музыкальное оформление оказалось во власти изменяющихся с течением времени направлений, стилей и вкусов музыкального мышления сменяющих друг друга исторических эпох. И корпус древних и новых поэтических текстов богослужебных песнопений неоднократно переосмысливался музыкально, из века в век перепеваясь на новые лады мелургами (а по-славянски — распевщиками) каждой следующей эпохи.

гимнология и литургика

В общей иерархии системы церковно-богословских научных дисциплин гимнология не является наукой самостоятельной, автономной. Ибо предмет её исследования составляет церковное пение, которое есть прежде всего пение богослужебное. И так как оно призвано обеспечивать процесс храмового богослужения, то вполне зависит от порядка и правил последнего. Поэтому и изучающая литургическое пение гимнология является вспомогательной дисциплиной общей науки о совершении богослужения — литургики. А песнопения, исполняемые за богослужением, в связи с этим равно именуются и богослужебными, и литургическими (синонимичные определения).

Структура певческих литургических книг отражает структуру соответствующих чинопоследований церковных служб. И чтобы в полной мере понять строение и особенности текстологии той или иной певческой книги, её части или даже отдельного песнопения, прежде необходимо вполне осознать порядок и логику соответствующей службы — и как самостоятельного чина, и как последования, включённого в систему всего круга богослужения.

Так например, некая отдельно взятая стихира на «Господи воззвах» чаще представляет собой законченный музыкально-поэтический текст, и в первом приближении может считаться самостоятельным песнопением. Но за богослужением этот церковный гимн исполняется не сам по себе, как отдельное произведение в концерте, а в составе целого блока других стихир и в сочетании со стихословием псалмов 140, 141, 129 и 116. Поэтому стихира эта обязательно предваряется соответствующим регламенту данного богослужения псаломским стихом (отсюда и наименование гимнического жанра — стихира), посредством которого она оказывается включённой в цикл стихир на «Господи воззвах».

В свою очередь этот микроцикл является составной частью макроцикла вечерни, которая опять-таким служится не сама по себе, но совершается в определённый литургический день, посвящённый памяти некоего священного события или святого. И в зависимости от величины и степени значимости празднуемого события эта вечерня может быть рядовой или особо торжественной (великой), от чего порой зависит характер и способ исполнения этой стихиры (одним дьячком-псаломщиком или большим хором).

Далее. В соответствии с происходящим в это время литургическим действом эта же стихира может исполняться либо продолжительно, с развёрнутыми мелодическими построениями (лицами и фитами), в том числе — с предварительным возглашением каждого из её стихов канонархом; либо поскору — непрерывным исполнением стихов или даже читком.

Наконец, всякая стихира поётся на один из восьми гласов системы осмогласия, подчиняясь определённым ритмоинтонациям этого гласа. Но опять-таки, в зависимости от богослужебной ситуации, мелодика одного и того же гласа может быть различной, и практически любая стихира может быть распета разными формами осмогласия — столповым, большим, малым или сокращённым распевами…

И так далее, и так далее.

Всё это (а также многое другое, не учтённое в данном примере) называется богослужебным контекстом литургических песнопений, который профессиональный гимнолог обязан в той или иной мере учитывать в своих научных гимнологических штудиях.

пение церковное и богослужебное

Применительно к термину песнопение понятия «церковное» и «богослужебное» неравнозначны. Богослужебными именуются лишь те гимны (песнопения), которые исполняются за храмовым богослужением и составляют гимническую (по-славянски — песненную) часть чинопоследования той или иной церковной службы. „Церковная служба“ по-гречески — литургия (с маленькой буквы, в отличие от верховного богослужения Христианской Церкви — Божественной Литургии), поэтому богослужебные песнопения также называются литургическими. В свою очередь литургические песнопения бывают уставными и неуставными. К первым относятся лишь те гимны, которые предлагаются Богослужебным уставом (Типиконом). К последним, соотвественно, — песнопения, которые иногда исполняются за богослужением, но не освящены уставной традицией (так называемые «величания» на полиелее; все акафисты, исключая Акафист Богородице в Субботу Акафиста; некоторые каноны для келéйного, или домашнего, чтения; песнопения на молебнах и т. д.).

Вместе с тем, в сокровищницу церковной традиции вошло множество песнопений небогослужебных или паралитургических (греческая приставка para- здесь означает ‘около’, ‘рядом с’). К таковым относятся прежде всего так называемые стихи духовные. В России этим наименованием обозначают весьма значительный пласт христианской народно-церковной песенной поэзии, куда входят песнопения покаянные, постные, брачные (или венчальные), заупокойные (или поминальные), а также праздничные — колядки, щедровки, волочéбные (или пасхальные), богородичные, стихи о святых, псáльмы и т. п. Не будучи богослужебными, они в то же время несомненно являются вполне церковными, как по своему происхождению, так и в идейно-содержательном плане{-В Греческой Церкви паралитургические церковные песнопения называются «псалтотрáгуда» (ψαλτοτράγουδα).-}.

Таким образом, в понятие «церковные песнопения» входят и богослужебные (литургические), и небогослужебные (паралитургические) христианские гимны.

Богослужебное пение и светская религиозная музыка


Систематический аннотированный указатель ссылок на сетевые электронные ресурсы по литургике, гимнологии и смежным дисциплинам

к началу раздела

Feedback