Кафедра древнерусского певческого искусства

Photo

В 1993 г. в Санктпетербургской консерватории им. Н. А. Римского–Корсакова по решению её Учёного Совета была создана новая, не имеющая аналогов в России и мире, кафедра древнерусского певческого искусства.

Кафедра — самое молодое учебное и научное подразделение старейшей русской консерватории — впервые в истории отечественного и мирового музыкознания направленно занимается подготовкой исследователей истории и теории русского церковного пения, собирателей, исполнителей, педагогов и руководителей певческих ансамблей. Учебный план и образовательные программы включают в себя шесть разделов: богословско-литургический, историко-культурный, общеобразовательный, специально-музыкальный, историко-теоретический (связанный с основной специальностью), исполнительский (пение, ансамбль, дирижирование).

Начиная с первого курса, студенты отделения работают с древнерусскими певческими рукописями в древнехранилищах Санктпетербурга, постигая тайны средневекового музыкального письма, обучаясь специальным методикам исследования кодексов. И студенты, и педагоги отделения участвуют в научных симпозиумах, посвященных изучению церковной певческой культуры древней Руси (“Бражниковские чтения”, “Научные чтения, посвященные памяти протоиерея Димитрия Разумовского”, “Наследие монастырской культуры” и др.). Певческий ансамбль студентов отделения — постоянный участник музыкальных фестивалей, посвященных отечественной хоровой традиции (Пасхальный фестиваль, Невские хоровые ассамблеи и проч.). В задачи курса ансамбля входит возрождение средневекового певческого стиля, поэтому каждый участник коллектива, зная аутентичную древнерусскую систему записи, поёт “по крюкам”, одушевляя идеограммы, которыми записаны распевы, живым молитвенным чувством.

Помимо концертных выступлений, студенты кафедры поют за богослужением в храме Рождества Пресвятой Богородицы при консерватории, в храмах Санктпетербурга и других городов России. Так, в 1996–97 гг. студенты отделения пели на клиросе псковского храма Рождества Иоанна Предтечи (ХII век), церкви Успения Божией Матери в г. Кондопога.

Переводы древних церковных песнопений на современную нотацию, выполненные педагогами, студентами и аспирантами отделения сразу же вводятся в живую клиросную практику (Валаамский монастырь, Свято–Тихвинский монастырь в Екатеринбурге). Студенты отделения ведут занятия в детских воскресных школах города, поют в качестве певчих и регентируют за богослужением.

Открытие кафедры и интенсивная совместная работа педагогов и студентов во благо пения Православной Церкви оказалась возможной благодаря огромной, протяженностью почти в 100 лет деятельности выдающихся русских учёных: Ст. В. Смоленского (1848–1909), С. М. Ляпунова (1859–1924), А. В. Преображенского (1870–1929), М. В. Бражникова (1902–1973), Н. Д. Успенского (1900–1987). Каждый из них внёс свой вклад в дело утверждения научного интереса и результативности исследований русского церковного пения. Благодаря Степану Васильевичу Смоленскому библиотека консерватории имеет ценнейшие кодексы XVI–XVIII вв., содержащие круг церковных песнопений монодической традиции. Антонин Викторович Преображенский с 1920 г. читал в консерватории специальный курс по истории и теории средневековой певческой традиции, обладая широким научным кругозором. Хорошо изучив греко–византийские певческие рукописи во время научной экспедиции на Афон, он (один из немногих ученых того времени) явился одним из создателей науки о сопоставительном изучении греческого и русского музыкального письма.

Ученик А. В. Преображенского, Максим Викторович Бражников, создал уникальную концепцию развития русской церковной певческой традиции и явился основателем современной отечественной школы музыкальной медиевистики. Ученики М. В. Бражникова и ученики его учеников являются создателями кафедры и её педагогами.

Профессор А. Н. Кручинина.

На фотоснимке: педагоги и студенты кафедры на научной конференции «Бражниковские чтения». 3 апреля 1999 г.