Храм Рождества Пресвятой Богородицы(при Санктпетербургской государственной консерватории
имени Николая Андреевича Римского-Корсакова)
прот. В. Головатенко
Священное Писание Нового Завета:
Четвероевангелие
(программа для еженедельных чтений)
ВВЕДЕНИЕ
- ‘Евангелие’ и ‘Новый Завет’. Терминология.
- От устного предания (логий) до формирования канона евангельских книг.
- Славяно–русский текст Нового Завета (этапы истории становления).
- «Дух» и «буква». “Огонь пришёл Я низвесть на землю”.
- Евангельский текст: обилие рукописных вариантов и проблема реконструкции «первоначального текста» (критические издания А. Мерка и Е. Нестле–К. Аланда); «живой» текст — противоречия или разноречия; проблемы переводимости.
I. ПРИШЕСТВИЕ В МIР СЫНА БОЖИЯ
- Предисловие Евангелия, его достоверность и цель. Лк I: 1–4; Ин XX: 31.
- Предвечное бытие и земное воплощение Бога Слова. Ин I: 1–14.
- Благовестие Захарии и зачатие Елизаветой Иоанна Предтечи. Лк I: 5–25.
- Иерусалимский Храм и древнеиудейское богослужение.
- Благовещение Деве Марии в Назарете Галилейском. Лк I: 26–38.
- Свидание Марии с Елизаветой. Хвалебная песнь Марии. Лк I: 39–56.
- Рождество Иоанна Предтечи. Пророческая песнь Захарии. Лк I: 57–80.
- Родословие Иисуса Христа по плоти. Закон левирата. Мф I: 1–17; Лк III: 23–38; Мк XII: 18–23.
- Рождество Христово в Вифлееме Иудейском. Поклонение пастухов. Мф I: 18–25; Лк II: 1–20.
- Обрезание Богомладенца и наречение имени Иисус. Сретение Господне в Храме. Пророчества Симеона и Анны. Лк II: 21–39.
- Поклонение волхвов в Вифлееме. Звезда Царя Иудейского. Царь Ирод Великий. Мф II: 1–12.
- Бегство святого семейства в Египет. Избиение младенцев в Вифлееме. Возвращение в Палестину. Мф II: 13–23.
- Детство и отрочество Иисуса в Назарете Галилейском. Сведения об апокрифических евангелиях. Первое паломничество Иисуса–отрока в Иерусалим. Древнеиудейские раввины, учителя праведности и благочестия. Лк II: 40–52.
II. МЕССИАНСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА
= НАЧАЛО. СОБЫТИЯ ДО ПЕРВОЙ ПАСХИ СЛУЖЕНИЯ =
- Иоанн Креститель, его проповедь и служение, его первое свидетельство о грядущем Мессии. Мф III: 1–12; Мк I: 1–8; Лк III: 1–18; Ин I: 15–31.
- Религиозно–политические партии и течения в Палестине в начале I века н. э.
- Два представления о Мессии. Царство земное и Царство Небесное.
- Крещение Иисуса Христа в водах Иордана. Мф III: 13–17; Мк I: 9–11; Лк III: 21–22; Ин I: 32–34.
- Сорокадневный пост и искушение от диавола в пустыне. Мф IV: 1–11; Мк I: 12–13; Лк IV: 1–13.
- Свидетельства Иоанна Крестителя о пришедшем Мессии — Иисусе из Галилеи, Предвечном Слове, Сыне Божием. Закон и благодать. “Се Агнец Божий”. Жертвы и жертвоприношения в ветхозаветном богослужении. Ин I: 15–34.
- Первые ученики Христовы. Сын Человеческий среди сынов человеческих. Ин I: 35–51.
- Первое чудо Иисуса Христа на браке в Кане Галилейской. Ин II: 1–12.
= ПЕРВАЯ ПАСХА СЛУЖЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА =
- Изгнание торговцев из Храма в канун праздника Пасхи. “Дом Отца Моего”. Ин II: 13–25.
- Беседа с Никодимом. Вера и знание. Ин III: 1–21.
- Последнее свидетельство Друга Жениха о Сыне Божием. Ин III: 22–36.
- Заключение Иоанна Крестителя в тюрьму. Мф XIV: 3–5; Мк VI:17–20; Лк III: 19–20.
- Беседа Христа с самарянкой. Ветхое и новое отношение к женщине. Обильная жатва в Самарии. Ин IV: 1–42.
- Возвращение Иисуса в Галилею. Проповедание Царствия Небесного. Ин IV: 43–45; Мк I: 14–15; Мф IV: 13–17; Лк IV: 14–15.
- Исцеление сына царедворца в Кане Галилейской. Ин IV: 46–54.
- Проповедь Христа в Назаретской синагоге. Отвержение. Древнеиудейские синагоги. Лк IV: 16–30.
- “Следуй за Мной!”: призвание галилейских рыбаков Симона, Андрея, Иакова и Иоанна “ловить человеков”. Лк V: 1–11; Мф IV: 18–22; Мк I: 16–20.
- “Слово со властию”: сила проповеди Христовой. Чудесные исцеления (исцеление бесноватого в Капернаумской синагоге, исцеление тёщи Симона, исцеление прокажённого, исцеление расслабленного в Капернауме). Стремление капернаумцев удержать Христа в своём городе. Мессия «для своих». О филетизме древнем и современном. Мк I: 21–45, II: 1–12; Лк IV: 31–44, V:12–26; Мф VIII: 14–17, IX: 2–8, IV: 23–25.
- Призвание Левия Алфеева, трапеза в его доме. О мытарях. Вопрос о посте. “Новое вино — в новые мехи”. Лк V: 27–39; Мф IX: 9–17; Мк II: 13–22.
= ВТОРАЯ ПАСХА СЛУЖЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА =
- Исцеление расслабленного при Овчей купели в Иерусалиме. Грех и болезнь — причина и следствие. Ис–целение: возвращение целостности человеческой природе, повреждённой грехом. Ин V: 1–16.
- Ответ на обвинения иудеев: учение Иисуса Христа о Себе как о Сыне Божием, о Воскресении и о Суде. Ин V: 17–47.
- Споры о Субботе. Хозяин Субботы. Мф XII: 1–14; Мк II: 23–28, III: 1–6; Лк VI: 1–11.
- Многочисленные исцеления. Иисус — Возлюбленный Отрок Божий: исполнение пророчества Исайи. Мк III: 7–12; Мф XII: 15–21.
- Избрание двенадцати учеников на служение. Лк VI: 12–16; Мк III: 13–19; Мф X: 2–4.
- НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ. О месте и времени её произнесения, о составе слушателей. Принципы композиции, устойчивые обороты, образы и язык Проповеди.
Начало: девять радостных приветствий. Блаженство или счастье? Соль, Свет и Город. “Вы слышали?.. — А Я говорю вам!..” Восполнение закона благодатью. Любовь совершенная.
Дела праведности: милосердие деятельное, молитва и воздержание (пост). Истинное и ложное благочестие. “Отче наш...” Сокровище и сердце. Свет, оказавшийся тьмой. Заботы, хлопоты и попечение житейское.
Суд и суждение: рас–суждение или о–суждение? Сучок и бревно. Уважение к святыне. Благие даяния озлобленных. Сущность закона и пророков. Тесные врата и узкий путь. Критерий распознания — результат: “по плодам их распознаете их”. Пропуск в Царство Небесное. Фундамент дома. Мф IV: 23– VII: 29; Лк VI: 17–49.
- Исцеление прокажённого. Исцеление слуги римского офицера в Капернауме. “Иисус удивился”. Язычники и сыны Царствия. Мф VIII: 1–13; Лк VII: 1–10.
- Воскрешение сына Наинской вдовы. Лк VII: 11–17.
- Посольство от Иоанна Крестителя к Иисусу. “Трость ли ветром колеблемая?”: сомнение или богооставленность величайшего пророка? Похвальное слово Жениха о Друге Своём.
Граница Ветхого и Нового Заветов. Разноличные чада одной Премудрости. Мф XI: 2–19; Лк VII: 18–35.
- “Утаил от мудрых и открыл младенцам”. “Труждающиеся и обремененные”. Иго и бремя Сына Человеческого. Мф XI: 25–30; Лк X: 21–22.
- Прощение грешницы в доме фарисея Симона. Грех и любовь. Лк VII: 36–50.
- Исцеление слепого и немого бесноватого. Ответ хулителям Святого Духа и искателям знамений. Дом души человеческой и его обитатели. Несовместимость в одной душе двух противоположных духов. Праздный (пустой, не занятый никаким духом) дом и его участь. Мф XII: 22–45; Мк III: 20–30; Лк XI: 14–26, 29–32.
- Начало прославления Божией Матери. Матерь и братья Иисуса. Истинное родство со Христом и единственный способ его приобретения. Чада Божии. Лк XI: 27–28; Мф XII: 46–50; Мк III: 31–35; Лк VIII: 19–21; Ин I: 12–13.
- Учение Христа о Царстве Небесном в притчах. О слове ‘притча’. Преимущества притчи перед статьей закона или отвлеченным умозрением в деле обращения и спасения. “Для чего притчами говоришь им?” — ответ Христа. Сеятель. Пшеница и плевелы. Семя. Зерно горчичное. Закваска. Клад. Многоценная жемчужина. Невод. Хозяин, разумно использующий в хозяйстве и новое, и старое. Мф XIII: 1–52; Мк IV: 1–34; Лк VIII: 4–18, XIII: 18–21.
- О следовании за Христом и о колеблющихся следовать. Мф VIII: 18–22; Лк IX: 57–62.
- Усмирение бури на море Галилейском. Недостаток веры (недо–верие). Мф VIII: 23–27; Мк IV: 35–41; Лк VIII: 22–25.
- Изгнание легиона бесов в стране Гадаринской. О сущности беснования или одержимости нечисты духом и о его последствиях для души и тела человека. Мф VIII: 28–34; Мк V: 1–20; Лк VIII: 26–40.
- Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира. Чудотворная и спасительная сила веры в Сына Человеческого. Мк V: 21–43; Лк VIII: 41–56; Мф IX: 18–26.
- “По вере вашей да будет вам!” Исцеление двух слепых и немого бесноватого. Мф IX: 27–34.
- Второе посещение Назарета. Пророк в своём отечестве. “Когда всесильный Бог бессилен...” Неверие, препятствующее милосердному всемогуществу Господа. Мф XIII: 53–58; Мк VI: 1–6.
- Овцы без пастуха. Жатва и делатели. Послание двенадцати избранных учеников на проповедь и служение. Заповеди посланникам (апостолам). О женщинах, служивших Иисусу. Мф IX: 35– X: 42; Мк VI: 6–13; Лк VIII: 1–3, IX: 1–6, XII: 11–12.
- Смерть Иоанна Крестителя. Мк VI: 14–29; Мф XIV: 1–12; Лк IX: 7–9.
- Возвращение Двенадцати. Чудесное насыщение более 5000 человек пятью хлебами. Желание толпы сделать Иисуса царём. Мк VI: 30–44; Мф XIV: 14–24; Лк IX: 10–17; Ин VI: 1–15.
- Хождение по водам. Непостоянство веры и его последствия. Исцеление многих прикосновением к краю одежды Христа. Чудо и фокус. Сотериологическое значение евангельских чудес. Мф XIV: 22–36; Мк VI: 45–56; Ин VI: 16–21.
= ТРЕТЬЯ ПАСХА СЛУЖЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА =
- Воля Отца и тайна обращения человека к Богу. Хлеб, сшедший с небес. Хлеб жизни вечной. Истинная Пища и истинное Питьё. Пророчество о таинстве Евхаристии. “Христос — Новая Пасха”. Ин VI: 22–59.
- “Жёсткое слово” Бога–Слова. Огонь и просвещающий, и попаляющий. Камень краеугольный и камень соблазна. Предпочтение тьмы Свету Истинному и оставление Иисуса многими учениками. Время окончательного выбора. Ответ Симона–Петра. Ин VI: 60– VII: 1.
- Обличение лицемерных фарисейских преданий. Слепые вожди слепых. Чистое и нечистое. Что оскверняет человека? Мф XV: 1–20; Мк VII: 1–23.
- Исцеление дочери язычницы–хананеянки. Её вера и её умаление. Дерзость и дерзновение. Мф XV: 21–28; Мк VII: 24–30.
- Исцеление глухого и косноязычного, и многих других. Чудесное насыщение более 4000 человек семью хлебами. Мк VII: 31– VIII: 9; Мф XV: 29–39.
- Обличение требующих знамений и предостережение учеников от закваски фарисейской и саддукейской. Мф XVI: 1–12; Мк VIII: 11–21.
- Исцеление ослепшего в Вифсаиде. Мк VIII: 22–26.
- Исповедание Симона–Петра на пути в Кесарию Филиппову. Скала для основания неодолимой Церкви и ключи Царства Небесного. Мф XVI: 13–20; Мк VIII: 27–30; Лк IX: 18–21.
- Пророчество Христа о Своей смерти и Воскресение. Ложное милосердие и реакция Христа на него. Божие и человеческое. О добровольном самоотречении до смерти в следовании за Христом. Кого постыдится Сын Человеческий? Царство Божие, пришедшее в силе. Мф XVI: 21–28; Мк VIII: 31– IX: 1; Лк IX: 22–27.
- Преображение Иисуса Христа. Мф XVII: 1–13; Мк IX: 2–13; Лк IX: 28–36.
- Исцеление бесноватого отрока–лунатика. “Всё возможно верующему”. Значение молитвы и поста в борьбе за душу ближнего. Мк IX: 14–32; Мф XVII: 14–23; Лк IX: 37–45.
- Чудесная уплата подати на Храм. Снисходительность Бога к немощам человека. Мф XVII: 24–27.
- Больший в Царствии Небесном. Умаление. Ещё одно условие входа в Царствие. Благодатные парадоксы Евангелия. Мк IX: 33–37; Мф XVIII: 1–5; Лк IX: 46–48.
- “Кто не против вас, тот за вас”. Мк IX: 38–41; Лк IX: 49–50.
- Соблазны. Мф XVIII: 5–10; Мк IX: 42–50; Лк XVII: 1–2.
- Притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме. Мф XVIII: 10–14; Лк XV: 1–10.
- О согрешающем брате. Мера прощения. Притча о немилосердном должнике. Небо начинается на земле. Сила братской молитвы. Мф XVIII: 15–35; Лк XVII: 3–4.
- Призыв братьев к Иисусу явить Себя мiру на празднике Кущей. “Моё время ещё не настало”. Ин VII: 1–10.
- Путь в Иерусалим через Самарию. Сыны громовы. Новый дух Нового Завета. Лк IX: 51–56.
- Отправление Семидесяти на проповедь и служение. Осуждение израильских городов, отвергших Христа. Лк X: 1–16; Мф XI: 20–24.
- Христос в Храме на празднике Кущей. Споры о Мессии. Источник воды живой. Попытка фарисеев и первосвященников схватить Иисуса. Никодим. Ин VII: 10–53.
- Суд над женщиной, взятой в прелюбодеянии. “А судьи кто?..” Ин VIII: 1–11.
- Беседа Христа с фарисеями в Храме. Свет мiру. Семя Авраамово или семя диавола? Ин VIII: 12–59.
- Возвращение Семидесяти. Благая воля Отца. Лк X: 17–24.
- “Кто есть мой ближний?” Притча о милосердном самарянине. Лк X: 25–37.
- Иисус в Вифании, в гостях у Марфы и Марии. “Благая часть”. Лк X: 38–45.
- Поучение о молитве. Притча о неотступной просьбе. Лк XI: 1–13.
- Чудо исцеления слепорождённого накануне праздника Обновления. Невидящие прозрели, а видящие ослепли. Ин IX: 1–41.
- “Аз есмь Пастырь Добрый”. Ин X: 1–21.
- Беседа Христа с иудеями в праздник Обновления. Иисус уходит за Иордан. Ин X: 22–42.
- Осуждение фарисейства. Лицемерие — закваска фарисейская. Лк XI: 37– XII: 3.
- О любостяжании и накоплении. Притча о безумном богаче. Лк XII: 13–21, 32–34.
- Парусия. Притчи о бодрствовании накануне Второго Славного Пришествия Христова: о рабах, ожидающих возвращения своего господина; о хозяине дома и воре; о верном и благоразумном домоправителе. Лк XII: 35–48. (Мф XXIV: 3).
- Огонь и разделение. Лк XII: 49–53.
- Убийство римлянами галилеян и падение Силоамской башни: “если не покаетесь — все так же погибнете!” Лк XIII: 1–5.
- Притча о бесплодной смоковнице. Лк XIII: 6–9.
- Исцеление скорченной женщины в субботу. Лк XIII: 10–17.
- “Тесные врата”. Ответ Хозяина Дома стучащимся в закрытые двери. Последние и первые. Лк XIII: 22–30.
- Ответ Христа на угрозы Ирода. Скорбь об Иерусалиме. Лк XIII: 31–35
- Субботняя трапеза в доме фарисея. Исцеление страдающего водянкой. Лк XIV: 1–6.
- Слово к любящим возноситься и первенствовать (урок гостям и хозяину). Лк XIV: 7–15.
- Притча о званных на вечерю. Званные и избранные. Лк XIV: 16–24; Мф XXII: 1–14.
- Цена ученичества у Христа. “Возлюбить” и “возненавидеть”. Три притчи–предупреждения: о безрассудном строителе башни; о царе, идущем на войну; о соли, потерявшей силу. Лк XIV: 25–35.
- Притча о блудном сыне. Гнев старшего брата. Снова о “милости и жертве”. Лк XV: 1–3, 11–32.
- Притча о неправедном богатстве и находчивом домоправителе. Бог и богатство. “Высокое у людей — мерзость пред Богом”. Лк XVI: 1–15.
- Притча о Богаче и Лазаре. Лк XVI: 19–31.
- Учение Христа о единобрачии, о нерасторжимости и святости брака. Учение о девстве. Только два пути. Мф XIX: 3–12; Мк X: 2–12; Лк XVI: 18.
- Сила и возможности веры (дело в количестве или наличии?). О служении в непревозношении (благодарят ли рабов за исполнительность?). Лк XVII: 5–10.
- Исцеление десяти прокажённых. Неблагодарность. Лк XVII: 11–19.
- О наступлении Царства Божия и о пришествии Дня Сына Человеческого. Лк XVII: 20–37.
- Притча о судье неправедном. Лк XVIII: 1–8.
- Притча о мытаре и фарисее. Современное «православное фарисейство». Лк XVIII: 9–14.
- Воскрешение Лазаря. Постановление совета первосвященников и фарисеев. Ин XI: 1–54.
- Благословение детей: “таковых есть Царство Небесное”. Мк X: 13–16; Мф XIX: 13–15; Лк XVIII: 15–17.
- Иисус и богатый юноша. Опасное иго богатства. Мк X: 17–27; Мф XIX: 16–26; Лк XVIII: 18–27.
- “Благая часть” оставивших все в человеческом царстве ради Царства Божия. Мф XIX: 27–30; Мк X: 28–31; Лк XVIII: 28–30.
- Притча о работниках в винограднике, получивших равную плату. “Несправедливые” законы Царства Небесного. Мф XX: 1–16.
- Путь в Иерусалим. Третье предсказание Иисусом Христом Своей смерти и Воскресения. Просьба сыновей Зеведеевых. Мк X: 32–45; Мф XX: 17–28; Лк XVIII: 31–34.
- Исцеление близ Иерихона. Слепой Вартимей. Мк X: 46–52; Мф XX: 29–34; Лк XVIII: 35–43.
- Обращение Закхея. “Достойный плод покаяния”. Благие дела и благие намерения. Лк XIX: 1–10.
- Притча о десяти минах (о талантах). “Имеющему дастся, а у неимеющего отнимется”. Лк XIX: 11–28; Мф XXV: 14–30.
= ПОСЛЕДНЯЯ НЕДЕЛЯ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ИИСУСА ХРИСТА =
- Вечеря в Вифании, в обществе Лазаря, Марфы и Марии. Помазание ног Иисусовых. Ин XI: 54– XII: 11.
- Торжественный Вход Иисуса Христа в Иерусалим (воскресенье, 2 апреля 30 г.). Мф XXI: 1–11; Мк XI: 1–11; Лк XIX: 29–44; Ин XII: 12–19.
- Второе изгнание торговцев из Храма. Мф XXI: 12–17; Мк XI: 15–19; Лк XIX: 45–48.
- Проклятие бесплодной смоковницы. Мк XI: 12–14; Мф XXI: 18–19.
- Желание эллинов видеть Иисуса. Без смерти зерна не бывает плода от него. Глас с неба. Феномен неверия. О славе человеческой и славе Божией. Судья для отвергающих Бога. Ин XII: 20–50.
- Засохшая смоковница. Ещё раз о вере и о прощении. Мк XI: 20–26; Мф XXI: 20–22.
- Вопрос о власти Христа. Мф XXI: 23–27; Мк XI: 27–33; Лк XX: 1–8.
- Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Притча о брачном пире царского сына. Мф XXI: 28– XXII: 14; Мк XII: 1–12; Лк XX: 9–19.
- Вопрос фарисеев и иродиан о подати Кесарю. Мф XXII: 15–22; Мк XII: 13–17; Лк XX: 20–26.
- Вопрос саддукеев о воскресении мёртвых. Мф XXII: 23–33; Мк XII: 18–27; Лк XX: 27–40.
- Вопрос фарисеев о наибольшей заповеди в Законе. Мф XXII: 34–40; Мк XII: 28–34.
- Вопрос Христа фарисеям. (Вопрос без ответа). Мф XXII: 41–46; Мк XII: 35–37; Лк XX: 40–44.
- Обличение книжников и фарисеев. Скорбь об Иерусалиме — доме опустевшем. Мф XXIII: 1–39; Мк XII: 38–40; Лк XX: 45–47.
- Лепта вдовы. Мк XII: 41–44; Лк XXI: 1–4.
- Пророческая беседа на горе Елеонской о внезапной кончине мiра. “Бодрствуйте и молитесь!” Суетность человеческих вычислений и пророчеств. Мф XXIV: 1–51; Мк XIII: 1–37; Лк XXI: 5–38.
- Притчи о десяти девах и о талантах. Мф XXV: 1–30.
- Последний Суд и его единственная мера. Мф XXV: 31–46; Лк XIX: 11–28.
- Заговор против Иисуса. Иисус в Вифании, в доме Симона прокажённого. Предательство Иуды. Мф XXVI: 1–16; Мк XIV: 1–11; Лк XXII: 1–6.
- Приготовление последней Пасхальной вечери Иисуса. О Пасхе иудейской. Мф XXVI: 17–19; Мк XIV: 12–16; Лк XXII: 7–13.
- Тайная Вечеря (четверг, 6 апреля 30 г.):
- спор о старшинстве Лк XXII: 24–30.
- умовение ног Ин XIII: 1–20.
- изобличение предателя и уход Иуды Ин XIII: 21–30; Мф XXVI: 21–25; Мк XIV: 18–21; Лк XXII: 21–23.
- установление Таинства Евхаристии Мф XXVI: 26–29; Мк XIV: 22–25; Лк XXII: 19–20.
- предсказание отречения Петра и рассеяния учеников. “Возьми мешок и купи меч”. Мф XXVI: 30–35; Мк XIV: 26–31; Лк XXII: 31–38; Ин XIII: 36–38.
- Прощальная беседа Христа с учениками. Ин XIII: 31– XVI: 33.
- Первосвященническая молитва Христа. Ин XVII: 1–26.
- Гефсиманская ночь: моление о Чаше. Мф XXVI: 36–46; Мк XIV: 32–42; Лк XXII: 39–46; Ин XVIII: 1.
- Поцелуй Иуды и взятие Иисуса Христа под стражу. “Взявшие меч от меча погибнут.” Бегство учеников. Мф XXVI: 47–56; Мк XIV: 43–52; Лк XXII: 47–53; Ин XVIII: 2–12.
- Христос на допросе у Анны и на судилище у Каиафы. Ин XVIII: 12–14, 19–24; Мф XXVI: 57–68; Мк XIV: 53–65; Лк XXII: 54, 63–65.
- Отречение Петра. Мф XXVI: 58, 69–75; Мк XIV: 54, 66–72; Лк XXII: 54–62; Ин XVIII: 15–18, 25–27.
- Окончательный приговор синедриона иудейского Иисусу Христу (пятница, 7 апреля 30 г.). Лк XXII: 66–71; Мф XXVII: 1–2; Мк XV: 1.
- Погибель Иуды Искариота. Апостол–предатель. Мф XXVII: 3–10.
- Христос перед Понтием Пилатом и Иродом. Допрос у Пилата, избиение, попытки прокуратора отпустить Иисуса,“умовение рук” и предание на распятие. Ин XVIII: 28– XIX: 16; Мф XXVII: 1–2, 11–31; Мк XV: 1–20; Лк XXIII: 1–25.
- Шествие Христа на Голгофу: несение креста (Симон Киринейский), пророчество о близкой гибели Иерусалима. Лк XXIII: 26–32; Мф XXVII: 31–33; Мк XIV: 20–22; Ин XIX: 16–17.
- Распятие. Мф XXVII: 33–44; Мк XV: 22–32; Лк XXIII: 33–38; Ин XIX: 18–24.
- Обращение благоразумного разбойника. Лк XXIII: 39–43.
- У Креста Иисусова. Матерь и любимый ученик. Ин XIX: 25–27.
- Богооставленность и смерть Сына Божия . Мф XXVII: 45–56; Мк XV: 33–41; Лк XXIII: 44–49; Ин XIX: 28–37.
- Снятие со Креста и погребение. Стража у гроба. Мф XXVII: 57–66; Мк XV: 42–47; Лк XXIII: 50–56; Ин XIX: 38–42.
- Святая Плащаница Христова. Свидетельства «Пятого Евангелия».
III. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА. ЯВЛЕНИЯ ПРОСЛАВЛЕННОГО СПАСИТЕЛЯ
- Жены–мvроносицы у Гроба Господня. Явление ангелов. Симон–Пётр и Иоанн. Мф XXVIII: 1–8; Мк XVI: 1–8; Лк XXIV: 1–12; Ин XX: 1–10.
- Явления воскресшего Христа Марии Магдалине и другой Марии. Церковное предание о явлении Иисуса Своей Матери. Ин XX: 11–18; Мк XVI: 9–11; Мф XXVIII: 9–10.
- Иудейский синедрион и Воскресение. Мф XXVIII: 11–15.
- Явление Христа Луке и Клеопе на пути в Эммаус. Лк XXIV: 13–35; Мк XVI: 12–13.
- Явление десяти ученикам вечером в день Воскресения. Лк XXIV: 36–45; Ин XX: 19–23; Мк XVI: 14.
- Явление Одиннадцати на восьмой день по Воскресении. Уверение Фомы. Ин XX: 24–29.
- Явление семи ученикам при море Тивериадском. Чудесный улов рыбы. Ин XXI: 1–14.
- Три вопроса к Симону. Пророчество о мученической смерти апостола Петра. “Иди за Мной”. Тайна любимого ученика. Ин XXI: 15–25.
- Явление на горе в Галилее. Послание учеников на всемiрную проповедь Евангелия. “Обетование Отца Моего”. Мф XXVIII: 16–20; Мк XVI: 15–18; Лк XXIV: 46–49.
- Вознесение Господне. “Радость великая”. Лк XXIV: 49–53; Мк XVI: 19–20; тж. Деян I: 1–14.
- Цель написания Евангелия. Ин XXI: 30–31.
ИСТОЧНИКИ И ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Novum Testamentum Graece et Latine. Novis curis elaboraverunt D. Erwin Nestle et D. Kurt Aland. Editio vicesima prima. Württembergische Biblanstalt Stuttgart, 1962. А также: Deutshe Bibelgesellschaft. 3 neubearbeitete Auflage 1994.
- Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа на славянском и русском языках... Спб.: Сvнодальная тvпография, 1910 и др. изд.
- Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. Брюссель, 1983.
- Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа/ Пер. с греч. подлинника под ред. еп. Кассиана (Безобразова). Российское Библейское Общество, 1996.
- Толковая Библия, или комментарий на все книги св. Писания Ветхого и Нового Завета/ Изд. преемников проф. А. П. Лопухина. Новый Завет. Т. 8–9 (Четвероевангелие). Репр. переизд.: Стокгольм, 1987.
- Аверкий (Таушев), архиепископ. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Переизд. Спб., 1995.
- Мень Александр, прот. Сын Человеческий. 3–е изд., перераб. и дополн. Брюссель, 1983 и др. изд. (Приложения!)
- Мориак Франсуа. Жизнь Иисуса/ Пер. с франц. Р. А. Адамянц. М., 1991.
- Антоний , митрополит Сурожский. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия: Беседы на Евангелие от Марка, главы 1–4. М., 1998.
- К разделу Введение: Лёзов С. В. Канонические евангелия: Введение// Канонические евангелия/ Пер. с греч. В. Н. Кузнецовой. М.: Наука, 1993. С. 5–70.
- К разделу 8: Мерзлюкин А. Родословие Пресвятой Девы Марии и происхождение братьев Господних. Переизд. Спб, 1995.
- К разделу 101: Лоллий (Юрьевский), архиепископ. Неправедный управитель (историко–археологическое изложение притчи)// Православный церковный календарь на 1995 год. Спб.: Сатисъ, [1994].
- К разделу 153: Каледа Глеб, профессор–протоиерей. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.