Logo  

© 2008—2017 «Nativitas.RU»

12plus

Патриархия.RU

Санкт-Петербургский церковный вестник

Радио Санкт-Петербургской митрополии «Град петров»

DoxoLogia—СлавоСловиЕ

Лига ВРЕМЯ

Храм Рождества Пресвятой Богородицы(при Санктпетербургской государственной консерватории
имени Николая Андреевича Римского-Корсакова)

скрытое сокровище
храмового зодчества

Фотоснимок молитвенного зала англиканской церкви в 1880-х гг.

ПРЕДМЕТЫ ИНТЕРЬЕРА
АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ ИИСУСА ХРИСТА

по данным справки Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП), составленной до 1990 г., а также справки из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, составленной в нач. 2000-х гг.{-С дополнениями и уточнениями от 12 декабря 2016 г.-}

АЛТАРНАЯ ЧАСТЬ ХРАМА (восточная стена)

в центре: «Господь Вседержитель с избранными святыми»
римская мозаика из смальты в дубовой раме конца ХIХ в. (высота 4,5 м; ширина 1,85 м)

справа: «Рождество Христово»
римская мозаика из смальты (высота 3 м; ширина 1,3 м)

слева: «Благовещение Пресвятой Богородицы»
римская мозаика из смальты (высота 3 м; ширина 1,3 м)

ЮЖНАЯ СТЕНА

«Жены-мироносицы у гроба Господня»
римская мозаика из смальты (высота 3 м; ширина 1,3 м)

Орган на 23 регистра с ручным качанием, тройной ручной и одной ножной клавиатурами. Дубовый футляр. Над клавиатурой надпись: 1877 г., фирма «Бриндли и Фостер» (Brindley & Foster). Часть деталей органа смещена, часть утрачена. Раритет: единственный в России романтический орган XIX века{-Подробнее об органе см. здесь, а также в статье: Кравчун П., Шляпников В. Единственный в стране // Ленинградская правда. 29 апреля 1990 г.-} (высота 6 м; ширина 5 м; глубина 4,5 м).

ЗАПАДНАЯ СТЕНА

«Снятие с креста»
живописная копия XIX в. с картины П. П. Рубенса; холст, масло, золочёный багет (холст и красочный слой сильно повреждены)

Под картиной стоит лепная купель — чаша, вделанная в квадратное основание со вставками из белого и цветного мрамора. На чаше также вставки из цветного мрамора. Сверху купель закрывается дубовой крышкой с медными накладками. Высота купели 1 м; ширина 0,6 м; длина 0,6 м.

ВИТРАЖИ В ОКНАХ ХРАМА

Английские классические (комбинированные) витражи 2-й пол. XIX в. Выполнены в техниках: витражи Тиффани и живопись на стекле. Изготовитель — фирма «Heaton, Butler and Bayne». Авторство приписывается художнику Роберту Т. Бэйну (Robert Turnhill Bayne, 1837–1915){-Подробнее о витражах храма см.: Шульгина Т. Витражи англиканской церкви Иисуса Христа // Архитектура-Реставрация-Дизайн-Инвестиции-Строительство (АРДИС), № 3 (9) 1999 г.-}. Раритет: единственный в России образец английского витражного искусства 1870–1880 гг.{-В 1996—1998 гг. в мастерской «Петербургский витраж» (фирмы МП «Союз») художниками-реставраторами С. А. Хваловым, Н. М. Гончаровой и В. Н. Лебедевым были восстановлены восемь витражей, нуждавшихся в срочной реставрации. Остальные семь привести в должный порядок в тот период времени не удалось. Все 15 композиций были оставлены на хранение непосредственно в молитвенном зале храма.-}

ОКНА СЕВЕРНОЙ СТЕНЫ
(от Востока к Западу)

1. Св. апостол Иаков Великий (St. James the Great; св. Иаков Зеведеев)
в полный рост, с кудрями из-под широкополой шляпы, в белом хитоне и пурпурной мантии; в левой руке Евангелие, в правой дорожный посох (высота 3 м; ширина 1,4 м)

2. Св. апостол Андрей (Первозванный)
в полный рост, с обнажённой головой, в малиновом хитоне и белой с золотом мантии, держит Андреевский крест, который стоит перед ним (высота 3 м; ширина 1,4 м)

3. Св. апостол Матфий (St. Matthias)
в полный рост, с обнажённой головой, в зелёном хитоне с красной узорчатой каймой и коричневой мантии; в руке секира (высота 3 м; ширина 1,4 м)

4. Св. апостол Симон (Кананит или Зилот)
в полный рост, в лиловом хитоне с золочёным узором в виде ромбов и алой мантии на белой подкладке, с пилой в руках (высота 3 м; ширина 1,4 м)

5. Св. апостол Пётр
в полный рост, в белом узорном хитоне и синей мантии на белой подкладке; в правой руке золотые ключи, в левой Евангелие (высота 3 м; ширина 1,4 м)

6. Христос Пастырь Добрый (Our Lord; Наш Господь)
в полный рост, в пурпурном хитоне и белой узорчатой мантии на малиновой подкладке; в правой руке агнец, в левой пастушеский посох (высота 3 м; ширина 1,4 м)

7. Св. апостол Иоанн (Богослов)
золотоволосый юноша в тёмно-зелёной мантии на белой подкладке и пурпурном хитоне; в левой руке держит Потир, правой благословляет (высота 3 м; ширина 1,4 м)

8. Св. апостол Иуда (Фаддей или Леввей)
старец в полный рост с длинными прямыми волосами и бородой в белом хитоне с двумя золотыми полосами и малиновой, на синей подкладке, мантии; держит ковчег (высота 3,2 м; ширина 1,4 м)

9. Св. апостол Иаков Младший (St. James the Less; св. Иаков Алфеев)
в полный рост, с курчавыми волосами и бородкой в огненно-красном хитоне и белой, на зелёной подкладке, мантии; в левой руке Евангелие, в правой палица (высота 3,2 м; ширина 1,4 м)

10. Св. апостол Матфей (Евангелист)
в полный рост, со светлой окладистой бородой в белый узорчатом хитоне с каймой и малиновой, на серебристой подкладке, мантии; держит ларец (высота 3,2 м; ширина 1,4 м)

11. Св. апостол Фома
юноша в полный рост, в светло-синей мантии с красной каймой и малиновом хитоне, под которым — белая рубашка; в правой руке копьё (высота 3,2 м; ширина 1,4 м)

В верхней части всех витражей изображены шестикрылые серафимы в обрамлении синих и красных крыльев. Углы композиций заполнены стилизованным растительным орнаментом.

ОКНА ЮЖНОЙ СТЕНЫ
(от Запада к Востоку)

12. Св. апостол Варфоломей
старец в полный рост, в белом хитоне и зелёной мантии на синей подкладке, с мечом в правой руке и открытой книгой в левой (высота 3,2 м; ширина 1,4 м)

13. Св. Иоанн Креститель
в полный рост, в малиновом хитоне и синей, на белой подкладке, мантии; в правой руке посох в виде креста, в левой Евангелие (высота 3,2 м; ширина 1,4 м)

14. Св. Елизавета (Венгерская/Тюрингская[?])
склонённая женщина в алой одежде с белыми и жёлтым рукавами подаёт хлеб троим коленопреклоненным детям (двое в белом, один в жёлтом одеянии) на фоне арки; вдали изображён пейзаж с замком; вверху — головки херувимов в нимбах и голубь; внизу поясняющая надпись (высота 3,2 м; ширина 1,4 м)

15. Св. великомученик Георгий (Победоносец)
юноша в полный рост, закован в латы; в правой руке меч; у левой ноги щит с красным крестом, правой ногой святой попирает дракона; вдали изображён морской пейзаж; внизу надпись (высота 3,2 м; ширина 1,4 м)

СВЕТИЛЬНИКИ В ЗАЛЕ ХРАМА И НА ЛЕСТНИЦЕ

Люстры конца ХIХ в. из золочёной бронзы на 2 кольца и 40 рожков (в верхнем кольце 16 рожков, в нижнем 24). Декорированы изображениями листьев аканта, подсвечники выполнены в виде чашечки цветка, внизу подвешена бронзовая шишка{-Вероятно, после завершения последней реконструкции зал освещали четыре люстры. К 2015 г. сохранились три, а ближайшая к алтарю была заменена на небольшой светильник с хрустальными подвесками.-}. Диаметр люстр 1,2 м; высота 2 м.

На верхней площадке лестницы сохранился стеклянный фонарь конца XVIII в. на 7 рожков. Стеклянный цилиндр (донышко выбито) помещен в золочёную бронзовую оправу, подвешен на четырёх бронзовых цепях. Был увенчан каскадом хрустальных подвесок, которые ныне утрачены. Диаметр фонаря 0,7 м; высота 1,5 м.

ПЕРВЫЙ ЭТАЖ ЗДАНИЯ ХРАМА

В первом этаже храма жили церковнослужители, настоятель и органист. Частично сохранились интерьеры двух комнат, в одной из которых (последней от входа по невской линии фасада) имеется
камин белого мрамора (второй половины XIX в. с чугунной топкой, углублён в стену).

Фриз камина декорирован ветками лавра и дуба; по обеим сторонам фигуры ангелов; по сторонам топки камина — каннелированные лопатки и узор из листьев аканта; откосы облицованы белыми изразцами с росписью голубыми цветами; изразцы сильно закопчены. Высота камина 1 м; ширина 1,2 м.

Фрагмент настенной росписи англиканской церкви.