милость прощения

Притча о блудном сыне (фрагмент иконы)

По сложившейся традиции на вечерне Прощёного воскресенья во многих храмах поют стихиры Святой Пасхи, завершая их словами: Рцем братие, и ненавидящым нас, простим вся воскресением — то есть: „Скажем даже тем, кто нас ненавидит: «Братья, простим [друг другу] всё ради [Христова] Воскресения!»“. Да и само народное наименование Недели сыропустной — «Прощёное воскресенье» призывает нас простить всех и вся, испросив взаимного прощения у каждого из наших ближних накануне поприща Великого поста.

Но для чего это нужно — простить других и быть прощённым? И почему это важно сделать перед святой Четыредесятницей?

Обратите внимание на кровное родство глаголов «прощать» и «прощаться». Издавна на Руси (да и не только на Руси) перед тем, как отправиться в путешествие или накануне важнейших жизненных событий люди прощаются друг с другом. И «прощай» или «прощайте» в таких случаях означает вовсе не «до свидания», а именно «прости меня», «простите меня» — простите за всё зло, которое я вам вольно или невольно причинил! Стало быть, «прощаться» означает взаимно прощать. И не случайно мы говорим о поприще Великого поста: ведь «поприще» по-славянски — это мера пути, расстояние для путешествия. А в настоящем случае — это путь к светлому празднику Святой Пасхи, дорога ко гробу Господню для встречи с воскресшим Христом. И можем ли мы отправиться в путь-дорогу к этой предстоящей радостной Встрече не простив или не будучи прощены?..

Если вы простите людям согрешения их, простит и вам Отец ваш Небесный; если же вы не простите людям согрешений их, то и Отец ваш не простит согрешений ваших.

Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, — оставь там дар твой перед жертвенником, и иди, прежде помирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. (Евангелие по Матфею, 6: 14–15 и 5: 23–24)

Вот почему в преддверии Великого поста Церковь призывает нас вспомнить эту важнейшую заповедь нашего Бога и Учителя и взаимно, искренне простить друг другу всё! — Не спрятать или выбросить из сознания, не предать забвению, а именно простить и попросить прощения, сделав усилие по преодолению собственной гордости, которая не устаёт твердить нам: „И всё-таки, ты прав!“.

И уж если речь зашла о нашей ЖЕРТВЕ Богу, то превыше всех следует поставить, пожалуй, главную жертву — признание себя неправым перед Богом и ближним. То есть, прежде всех жертв Богу следует принести в жертву своё самолюбие, свою самоуверенность, свою «непогрешимость»… Да, это очень непросто: признать себя неправым. Но без этой главной жертвы все прочие теряют ценность и смысл, ибо:

К чему Мне множество жертв ваших? — говорит Господь — Не носите больше даров тщетных: каждение отвратительно для Меня… И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих. Перестаньте делать зло. Научитесь делать добро. Ищите правду! (Книга пророка Исайи, 1: 11–17)

Вспомните это ощущение после сделанного значительного поступка, когда кажется, что гора свалилась с плеч. Но ведь «гора» эта сама собой ни за что не свалится — её нужно сбросить собственным решительным усилием. Непрощение и неприятие другого («я ненавижу тебя!») — это великое зло. И уничтожается оно только одним добром — искренним и полноценным прощением. А правда состоит в том, чтобы понять это и осуществить на деле, а не оставить в намерении.

Тогда и только тогда наш Чистый понедельник станет поистине чистым! Чистым от зла непрощения и сияющим в правде Любви.